Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ДПССодержание Так сложилось, что подавляющее большинство водителей меньше всего хотят встречаться на дороге и общаться с сотрудниками ГИБДД, ведь принято считать, что если инспектор ДПС взмахнул жезлом – значит, обязательно оштрафует. Однако выявленное нарушение – это лишь один из многочисленных поводов для остановки транспортного средства. Не нужно забывать, что гаишники, как и любые другие сотрудники полиции, выполняют ещё и оперативно-розыскные мероприятия. Довольно часто возникает ситуация, когда инспектор ДПС останавливает автомобиль, после чего просит водителя открыть багажник и продемонстрировать его содержимое. Споры о том, насколько правомерна такая просьба, вряд ли когда-нибудь закончатся. Кто-то из водителей, считая, что гаишник имеет право осмотреть содержимое его багажника, не вступая в споры, выполняет то, о чем просит инспектор. Другие, напротив, начинают яростно доказывать, что данная просьба не правомерна, и отказываются ее выполнять. Как уже было сказано, гаишники, как и все прочие сотрудники полиции, выполняют оперативно-розыскные мероприятия, в рамках которых они имеют право останавливать все подходящие под ориентировки машины. Ориентировок у сотрудников полиции множество, и под одну из которых может попасть практически любой проезжающий мимо автомобиль. Например, у него может быть оперативная информация, что в автомобиле Нисан черного цвета перевозится оружие, или на красном автомобиле, в номере которого есть цифры 7 и 3, перевозят краденые вещи. Разумеется, если автомобиль проходит по ориентировке, инспектор ДПС не назовет истинную причину остановки, поскольку это запрещено инструкцией, однако не стоит думать, что гаишник спит и видит, как бы посмотреть, что автовладельцы перевозят в своих машинах, поэтому предложение открыть багажник – не более чем исполнение им своих должностных обязанностей. Открывать или не открывать багажник Если гаишник в ходе диалога просит, чтобы водитель открыл багажник, это не является нарушением с его стороны. Водитель, со своей стороны, не обязан выполнять просьбу. То есть он может либо добровольно выполнить то, чего хочет инспектор, либо отказаться. Ни с одной стороны нарушения ни в каком случае не будет. Однако инспекторы ДПС в ответ на отказ имеют право потребовать от водителя продемонстрировать, что он перевозит. Водитель в этом случае должен знать, что с этого момента начинается процедура досмотра транспортного средства, и теперь уже он обязан выполнить требования сотрудника полиции. В свою очередь, инспектор ДПС обязан составить протокол и провести процедуру в присутствии двоих понятых, найти которых он также должен сам. При проведении досмотра гаишник не должен сам лезть в багажник или салон машины, поскольку это выходит за пределы понятия «досмотр» и характеризуется как обыск. Представители власти имеют право потребовать от водителя передвинуть вещи, мешающие обзору или открыть сумку, лежащую в автомобиле, но он не может без достаточных оснований сам в неё залезть, иначе его действия могут быть квалифицированы как самоуправство. Когда действия инспектора неправомерныК сожалению, до сих пор имею место случаи недобросовестного исполнения инспекторами ДПС своих обязанностей и злоупотребления служебным положением. Они могут намеренно подменить понятия «досмотр» и «осмотр», чтобы обойтись без протокола. Первое, как было сказано выше, подразумевает запротоколированный досмотр содержимого автомобиля без нарушения его конструктивной целостности, т.е. сотрудники полиции имеют право досконально осмотреть все, что находится внутри транспортного средства, но отдирать обивку или вынимать сидения при этом не допускается. Под осмотром понимается внешний осмотр машины и салона через стекла, водитель при этом не обязан опускать стекла, открывать двери, багажник или капот. Если инспектор отказывается оформлять протокол досмотра или, оттолкнув водителя, сам начинает обыскивать машину, водитель имеет право позвонить в дежурную часть или на телефон доверия, номер которого написан на борту патрульного автомобиля, заявить о неправомерных действиях инспектора и потребовать, чтобы на место проведения досмотра прибыл кто-либо из руководства. Ни в коем случае нельзя оскорблять гаишника или затевать с ним потасовку, поскольку за это предусмотрена уголовная ответственность по статьям 318 и 319 УК РФ. Как быть водителюБоязнь досмотров среди водителей укоренилась в 90-е годы прошлого столетия, когда «оборотни в погонах» встречались действительно часто. Такие «блюстители порядка» запросто могли подбросить в багажник или салон небольшой пакет с белым порошком, после чего «разводили» водителя на некоторые суммы денег, чтобы тот «избежал» уголовной ответственности. В настоящее время такие случаи чрезвычайно редки, поскольку сами инспекторы ДПС находятся под постоянным контролем, так что бояться стать без вины виноватым не стоит. Максимум, что может случиться по итогам досмотра (если в багажнике обнаружатся предметы подходящие под ориентировку), водитель будет доставлен в ближайший РОВД для дачи объяснений. Не очень приятно, но не смертельно. Подводя итог всему вышесказанному, водителям можно посоветовать следующее. Особо принципиальным водителям, не жалеющим своего времени и нервов, совет один – требовать от инспектора ДПС строго соблюдать требования законов и оформлять процедуру досмотра по всем правилам.
|