Контроль за давлением в шинах, автоматическое торможение и мониторинг слепых зонСодержание Автомобиль прост в использовании, кажется, все элементарно – сел за руль, переключил рычаг передач и нажал педаль газа. Он и поехал. Но эта простота обусловлена его внутренней сложностью, согласованной работой многих узлов и механизмов, создающих удобство пользования машиной для рядового потребителя. Подобный подход касается не только основных агрегатов автомобиля, таких как ДВС или АКПП, но и наличием в нем многих вспомогательных систем, обеспечивающих безопасность движения, например, система контроля давления в шинах. Контроль давления в шинах автомобиля – обязателен при любых условияхПоведение автомобиля на дороге определяется множеством факторов, и одним из них является значение давления в шинах. Чтобы понять, насколько это важно, достаточно посмотреть на приведенный рисунок Как видно из рисунка, уровень давления влияет на пятно контакта с дорогой, а значит, на управляемость автомобиля и срок службы шин. Зачастую складывается ситуация, когда водитель не замечает прокол сразу (особенно актуально это при проколе задних колес), проезжая на спущенном колеса несколько сотен метров, а то и больше. В этом случае покрышка получает серьезные повреждения и, как правило, уже не может использоваться больше. Приборы и индикаторы позволяют своевременно заметить критическое падение давления, давая возможность применить экстренное торможение для спасения покрышки. Как правило, контролируется оно при помощи манометра, но в комплект поставки многих машин уже входит (порой только как опция) система контроля давления в шинах (обозначаемая аббревиатурой TPMS), сообщающая водителю о текущем его значении. Подобный контроль может быть осуществлен несколькими способами. Прямой контрольТакой метод контроля обозначается dTPMS и основан на прямом измерении давления в шинах автомобиля. Для этого в каждое колесо вставляется датчик давления. Он оснащен измерителями давления, температуры и передатчиком, направляющим результаты на приемное устройство, как показано на рисунке Здесь надо сделать небольшое отступление. Датчик давления может быть двух типов – внутренним и внешним. Внутренний датчик крепится вместо вентиля на шинах и кроме выполнения своих прямых функций передает данные о величине давления в них. Внешний датчик накручивается на вентиль.
Составной частью dTPMS, работающей при отказе одного из датчиков, является система DDS. Она не позволяет измерить величину давления в шинах автомобиля, а только фиксирует его изменение. Индикация результатов работы DDS осуществляется при помощи лампочки. Надо отметить, система dTPMS достаточно сложна в обслуживании – в случае замены колеса или его балансировки необходимо проводить повторную калибровку, или как по-другому называется эта процедура – «обучение системы». Кстати, если на автомобиле работает dTPMS, пользоваться при проколе колеса гелями и другими подобными составами, заливаемыми внутрь, запрещено, датчик давления после такой процедуры может отказать, и система DDS выйдет из строя. Косвенный контрольМетод косвенного контроля давления в шинах, обозначаемый iTPMS, зачастую является частью ABS. По сути дела, ее функции и задачи, которые решает система DDS, совпадают. В этом случае на шинах не ставится дополнительный датчик давления, а измеряется скорость вращения колес с помощью штатных элементов ABS/ESP. При потере давления в щинах их геометрические размеры уменьшаются, что приводит к увеличению скорости вращения колеса, и изменение определяет система. Допустимые значения изменений хранятся в памяти контроллера, и выход измеренных результатов за определенные пределы свидетельствует о снижении давления в колесе. Достоинством подобной системы является ее простота, а недостатком то, что она должна калиброваться, запоминать значение давления каждого колеса даже после его подкачки или балансировки, не говоря уже о замене.Колпачки контроля давления в шинахПодобные колпачки – простой, а самое главное, дешевый способ контроля в шинах автомобиля давления, при котором не требуется устанавливать в машине никакой дополнительный датчик, а достаточно накрутить на вентили специальные колпачки, такие как на фото Отслеживая их цвет (колпачки имеют прозрачную верхнюю часть, которая и выступает как индикатор), можно определить текущее состояние колес. О других средствах обеспечения безопасностиРаз уж выше были затронуты средства автоматического обеспечения безопасности, то имеет смысл хотя бы в порядке ознакомления затронуть и некоторые другие, используемые для этих целей. Система автоматического торможения ACSФактически система ACS, разработанная компанией Форд, является комбинацией лазера и блока управления, подключенного к тормозной системе автомобиля. Работает система автоматического торможения ACS на скоростях движения от пятнадцати до тридцати километров в час. Луч лазера направлен впереди машины на определенное расстояние. Датчики контроля улавливают отраженный сигнал, и после соответствующего преобразования он передается в бортовой компьютер для оценки текущей дорожной ситуации. Система ACS анализирует данные о скорости движения и определяет необходимый тормозной путь. Скажем так, этот прибор проводит необходимые расчеты и решает, требуется или нет включение автоматического торможения. По оценкам специалистов компании Форд, на скорости пятнадцать километров, подобная система полностью исключает возможность столкновения.Система мониторинга слепых зонЕще одним примером, показывающим, как существенно повышается безопасность движения автомобиля, является система BLIS. Речь в данном случае идет о контроле слепых зон. Так называются непросматриваемые в зеркалах участки дороги. Порой в этом месте может находиться движущаяся попутно машина, оставаясь невидимой в зеркалах. И когда водитель начинает маневр, не проведя контроль слепых зон визуально, то высока вероятность совершения ДТП. Чтобы этого избежать, мониторинг слепых зон осуществляет система BLIS.
Приведенные в настоящем материале описания некоторых систем и индикаторов, обеспечивающих безопасность автомобиля во время его движения, позволяют оценить их возможности. Конечно, практически всегда водитель может справиться с возникающими опасностями своими силами, но использование электроники и приборов: |