Hitmind.ru » Обзоры моделей, тест-драйв

Назначение, устройство и порядок самостоятельной замены фильтров очистки топлива

Назначение, устройство и порядок самостоятельной замены фильтров очистки топлива с фото

Бесперебойная эксплуатация автомобиля во многом зависит от качества используемого горючего. В любом топливе в большей или меньшей степени присутствуют примеси, негативно влияющие на работу двигателя. Поэтому оно должно проходить безусловную многоступенчатую очистку.

Содержание

  • 1 Устройство топливного фильтра
  • 2 Виды топливных фильтров
  • 3 Назначение топливных фильтров
  • 4 Фильтры грубой очистки
  • 5 Фильтры тонкой очистки
  • 6 Расположение топливных фильтров
  • 7 Порядок замены топливного фильтра
  • 8 Особенности фильтров для дизельного топлива
  • 9 Критерии качества топливных фильтров
  • 10 Причины выхода из строя топливного фильтра

Устройство топливного фильтра

Топливный фильтр отвечает за очистку от примесей подаваемого в цилиндры двигателя горючего. Обычно он представляет собой картридж с фильтровальной бумагой.


Основу топливного фильтра обычно составляет картридж с фильтровальной бумагой

Топливный фильтр восстановлению и ремонту не подлежит, а заменяется через определённые интервалы времени. Корпус фильтра с впускным и выпускным штуцерами изготовлен из термостойкого материала. В качестве фильтровального материала используется качественная десятимикронная бумага.




Устройство топливного фильтра довольно простое

На современных автомобилях обычно установлены два фильтра очистки топлива:

  • Фильтр грубой очистки (ФГО), задерживающий частицы примесей размером более 0,1 мм.
  • Фильтр тонкой очистки (ФТО), задерживающий частицы размером менее 0,1 мм.
  • Двухступенчатая очистка обеспечивает надёжную защиту двигателя от попадания в него топлива с примесями.

    Виды топливных фильтров

    Используемый тип фильтра тонкой очистки зависит от системы подачи топлива. Различают:

  • ФТО для карбюраторных двигателей.


    В карбюраторных двигателях ФТО расположен перед топливным насосом

  • ФТО для инжекторных двигателей.


    Инжекторные двигатели очень привередливы к качеству горючего

  • ФТО для дизельных двигателей.


    Фильтр тонкой очистки дизельного топлива отличается от фильтров в карбюраторных и инжекторных системах

  • В рамках двухступенчатой системы очистки топливо сначала проходит через фильтр грубой очистки (предварительный фильтр), расположенный, как правило, в бензобаке перед бензонасосом. Затем топливо поступает в фильтр тонкой очистки (финишный фильтр), который задерживает частицы примесей, прошедшие через ФГО.

    На бензиновых двигателях в качестве ФГО может использоваться фильтрующий элемент, установленный в погружной насос, а ФТО может быть встроен в бензонасос или в топливную магистраль.

    Работу системы очистки топлива в наиболее общем виде можно представить следующим образом:

    • сначала топливо проходит через ФГО, передвигаясь от бензобака по топливопроводу в корпус ФТО через впускной штуцер;
    • в корпусе ФТО горючее проходит через фильтровальную бумагу, на которой остаются наиболее мелкие частицы механических примесей;
    • через выпускной штуцер топливо направляется к двигателю.

    Устройство фильтров может меняться. Так, некоторые ФТО изготавливаются с тремя штуцерами — впускным, выпускным и возвратным. Последний предназначен для возвращения бензина в бак при высоком давлении в системе.

    Назначение топливных фильтров

    Современные авто чрезвычайно чувствительны к качеству горючего. Продаваемое на АЗС топливо уже содержит посторонние примеси. Кроме этого, в бензин или дизельное топливо попадает вода, ржавчина со стенок стальных баков, пыль и грязь от заправочного пистолета.




    Современные автомобили чувствительны к качеству топлива

    В инжекторных системах механические примеси в топливе могут спровоцировать преждевременный износ и, как следствие, выход из строя форсунок и бензонасоса. Фильтр удаляет конденсат и загрязнения до того, как горючее поступит в систему, предотвращая тем самым неприятные последствия.

    Более того, эффективность сгорания очищенного топлива заметно выше. В результате увеличивается мощность двигателя.

    В результате несвоевременной замены или выхода из строя топливного фильтра:

    • возникают проблемы с запуском двигателя;
    • образуются засоры в топливопроводах;
    • изнашиваются отдельные элементы системы впрыска;
    • засоряется карбюратор;
    • повышается расход горючего.

    Фильтры грубой очистки

    ФГО задерживают только крупные частицы примесей в топливе. Изготавливаются они обычно в форме металлической (латунной) сетки, которую можно вынуть, промыть и вернуть на место.

    В карбюраторных системах используют несколько сеток грубой очистки с ячейками разного размера.

  • Сетка с крупным ячейками установлена на горловине бензобака.
  • Сетка с более мелкими ячейками установлена на топливозаборнике.
  • Сеткой с самыми мелкими ячейками оборудован впускной штуцер.



  • Фильтры грубой очистки представляют собой латунную сетку

    В случае инжекторного двигателя ФГО с сеткой встраивается в топливный насос бензобака.

    Дизельные агрегаты обычно оборудованы фильтром-отстойником. Это, однако, не исключает использование сеток. Фильтр грубой очистки дизельного топлива имеет ряд преимуществ перед сетками, надёжно защищая двигатель от попадания в него капель конденсата. Дизельный ФГО не является одноразовым. Его можно промыть и установить на место.

    Конструкция и принцип работы фильтра-отстойника грубой очистки

    Фильтр-отстойник состоит из следующих элементов:

    • корпус с крышкой;
    • фильтрующий элемент из алюминиевых пластинок толщиной 0,15 мм с выступами в 0,05 мм — находится на втулке в прикреплённом к корпусу стакане;
    • вкрученная в корпус втулка с резьбой;
    • распределитель, прижимаемый втулкой;
    • уплотняющая паронитовая прокладка между стаканом и корпусом;
    • успокоитель, находящийся в нижней части корпуса.



    Дизельные двигатели обычно оборудованы фильтром-отстойником

    Фильтр-отстойник работает по следующей схеме:

  • Через отверстия в распределителе дизельное топливо поступает в фильтр.
  • Топливо движется ниже в успокоитель — здесь остаются крупные частицы механических примесей и конденсат.
  • Затем горючее идёт вверх к сетке фильтрующей части, на которой остаются мелкие частицы примесей.
  • Через топливоотвод горючее поступает в двигатель.
  • Фильтры тонкой очистки

    Основное назначение ФТО — очистка топлива от мелких посторонних частиц, которые не задержал фильтр грубой очистки. Его конструкция практически ничем не отличается от ФГО, а сетка состоит из более мелких ячеек.

    Виды фильтров тонкой очистки

    Выделяют неразборные (одноразовые) и разборные (многоразовые) фильтры тонкой очистки.

    Первые изготовлены из ткани или бумаги, которая складывается в форме спирали или звезды, образуя фильтрующую штору. Спиралевидная форма обеспечивает лучшую очистку из-за увеличенной в 1,8 раза поверхности фильтрующего материала — контакт горючего с фильтром становится более продолжительным.




    Неразборные фильтры служат довольно долго

    Неразборные фильтры обычно установлены на участке топливопровода перед бензонасосом. В этом месте отсутствует давление, и снижается вероятность протечки.

    Основу устройства разборных ФТО составляет латунный или керамический сетчатый фильтрующий элемент. Такие фильтры можно снимать, промывать и чистить.

    Наиболее удобными являются фильтры с прозрачным корпусом, так как позволяют визуально оценить степень загрязнения фильтрующего материала.




    Прозрачный корпус позволяет визуально оценить степень загрязнённости фильтра

    Расположение топливных фильтров

    Расположение ФТО зависит от вида транспорта и особенностей его топливной системы. В любом случае он обязательно будет находиться между бензобаком и двигателем. ФТО может быть расположен под днищем или под капотом авто. Возможны варианты его установки в бензобаке вместе фильтром грубой очистки и бензонасосом.

    Очистка от крупных загрязнений должна происходить до того, как горючее попадёт в топливную систему. Поэтому ФГО чаще всего расположен в бензобаке. Иногда он может находиться и под днищем машины в моторном отсеке. Фильтр тонкой очистки в этом случае будет установлен между карбюратором и бензонасосом.

    Место установки топливных фильтров зависит от системы подачи горючего.

  • В карбюраторных системах грубая очистка топлива осуществляется в бензобаке. ФТО в этом случае расположен непосредственно перед карбюратором. Он обычно встроен в подводящий к бензонасосу топливопровод. Его легко распознать по прозрачному корпусу.
  • В инжекторных двигателях ФГО расположен под днищем транспортного средства, а ФТО обычно стоит в бензобаке или около него. Если около бака его нет, а топливопровод идёт из бака под капот, тогда фильтр точно находится в бензобаке.
  • В дизельных двигателях топливный фильтр имеет внушительные размеры. Установлен он между двигателем и бензонасосом. Найти его можно по топливопроводам — впускной патрубок насоса всегда направлен от фильтра. Расположение ФГО зависит от модели авто, а фильтр тонкой очистки всегда установлен около ТНВД и форсунок.


    Найти топливный фильтр можно по топливным магистралям

  • Сеточные фильтры всегда установлены на стандартные места, и найти их довольно просто. Фильтр-отстойник в любом случае будет находиться около бензобака. Его можно легко найти по патрубкам, идущим от бака.

    Порядок замены топливного фильтра

    Своевременная замена или очистка топливных фильтров необходима для всех типов двигателей.

  • В случае бензинового карбюраторного двигателя необходимость очистки топлива диктуется тем, что часто в карбюраторе из-за некачественного топлива засоряются топливные каналы. Более того, отдельные элементы карбюратора могут быть повреждены или разрушены вследствие абразивных свойств примесей.
  • Инжекторные системы ещё более требовательны к качеству топлива, поскольку оно подаётся в цилиндры небольшими дозами под высоким давлением. Подача топлива осуществляется с помощью форсунок, состоящих из высокоточных элементов (прецизионных пар). Механические примеси в топливе могут повредить поверхность этих элементов, и форсунка выйдет из строя.
  • Дизельные агрегаты предъявляют ещё более высокие требования к очистке топлива. Здесь прецизионные пары установлены не только в форсунках, но и в насосе, который также может выйти из строя.
  • Производители утверждают, что менять очиститель дизельного топлива или фильтрующую его часть нужно как минимум единожды в 30 тысяч км пробега.




    Топливный фильтр после 30000 км пробега полностью утрачивает свои оригинальные свойства

    Периодичность замены топливного фильтра определяется:

    • моделью автомобиля;
    • условиями эксплуатации;
    • качеством самого фильтра.

    Все топливные фильтры можно разделить на две группы:

    • погружные, расположенные в корпусе погружённого в бензобак насоса,
    • магистральные, расположенные на топливной магистрали между баком и силовым агрегатом.

    По типу крепежа выделяют:

    • топливные фильтры, которые можно снять руками;
    • фильтры, установленные производителем на специфический крепёж (для демонтажа приходится покупать специальный инструмент или обращаться на станцию технического обслуживания);
    • фильтры, заменяемые с помощью стандартного набора инструментов.

    Для самостоятельной замены топливного фильтра потребуются следующие инструменты:

    • стандартный набор гаечных ключей;
    • отвёртки;
    • защитные перчатки;
    • ёмкость для слива топлива из фильтра;
    • насос или компрессор.

    Замена топливного фильтра производится в соответствии со следующим алгоритмом.

  • Неразборный ФТО на карбюраторном двигателе закреплён хомутами в топливной магистрали. Для его замены следует ослабить хомуты, заменить фильтр на новый и закрепить его.
  • В случае инжекторных систем получить доступ к ФГО (а иногда и к ФТО) можно через лючок в баке. Фильтр тонкой очистки, расположенный вне бака, меняется после ослабления хомутов бензопровода. Для этого следует:
    • демонтировать заднее сидение;
    • открыть лючок;
    • снять закрепляющую гайку;
    • отсоединить шланги;
    • снять разъем питания бензонасоса;
    • разобрать корпус топливной системы.
  • Наиболее сложно заменить топливные фильтры на дизельном двигателе. Если встроен фильтр-отстойник, его сначала отсоединяют от системы питания. Затем он разбирается с помощью гаечных ключей, а топливо сливается в предварительно подготовленную ёмкость. Фильтр промывается и продувается сжатым воздухом, а фильтрующий материал (если таковой имеется) меняется на новый.
  • Разборный ФТО меняется так же, как фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, а неразборный фильтр снимается и меняется на новый.

    Чаще всего визуально оценить, требуется ли замена фильтра, невозможно — обычно фильтрующих элементов не видно. Исключение составляют некоторые модели для карбюраторных двигателей.

    Основные симптомы загрязнения топливного фильтра следующие.

  • Двигатель периодически глохнет.
  • Двигатель глохнет при снижении оборотов.
  • Автомобиль тяжело набирает обороты, особенно на подъёме.
  • Двигатель плохо запускается по утрам.
  • Увеличивается расхода горючего.
  • Постепенно снижается мощность мотора.
  • При нажатии на педаль акселератора автомобиль движется рывками.
  • После замены фильтра следует ещё раз проверить надёжность всех соединений и при необходимости подтянуть. В местах соединения фильтров с топливными магистралями не должно быть протечки или отверстий.

    Очистка топливного фильтра

    Очистка возможна только для разборных разновидностей топливных фильтров. В общем виде порядок действий при промывке следующий.

  • Фильтр снимается и протирается сухой ветошью.
  • Откручиваются болты крепления крышки, крышка снимается.
  • Вытаскивается фильтрующий элемент.
  • Внутренняя часть корпуса протирается сухой тканью без ворса.
  • Фильтр и пробка промываются ацетоном и продуваются сжатым воздухом.
  • На фильтр надевается новое уплотнительное кольцо.
  • Фильтр ставится на место и подсоединяется к топливным магистралям.
  • До краёв фильтра заливается бензин.
  • Закручивается крышка.
  • Закрывается пробка.
  • Проводить очистку или полную замену очистителя горючего в бензиновых автомобилях необходимо каждые 60–100 тысяч км пробега.

    На карбюраторных двигателях фильтры грубой очистки обслуживаются следующим образом.

  • Из топливной горловины вытаскивается сетка.
  • Если сетка забита грязью, её промывают в бензине и продувают струёй сжатого воздуха.
  • Из бензобака достаётся топливозаборник.
  • Снятая с топливозаборника сетка чистится аналогично сетке с топливной горловины.
  • Откручивается впускной штуцер карбюратора.
  • Сетка из впускного штуцера карбюратора промывается и продувается.
  • После очистки и установки фильтров на место, следует запустить двигатель и дать ему поработать около минуты на холостых оборотах. После этого необходимо осмотреть места соединений фильтров на предмет протечки топлива.

    Особенности фильтров для дизельного топлива

    Основная задача очистки дизельного топлива — предотвращение попадания конденсата в двигатель. Вода в большинстве случаев отделяется от топлива фильтром-сепаратором.




    Фильтр очистки дизельного топлива должен подогревать горючее и защищать двигатель от попадания конденсата

    Кроме того, свойства дизельного топлива изменяются при понижении температуры. Поэтому фильтр должен быть адаптирован к холоду. Эта проблема решается добавлением в фильтр системы подогрева (например, штора может быть бумажной, способной проводить ток). Таким образом поддерживается оптимальная температура смеси холодного топлива из бака и подогретого из фильтра.

    Некоторые модели топливных фильтров для дизельных двигателей имеют систему для отделения конденсата и датчики, показывающие содержание воды в топливе.

    Критерии качества топливных фильтров

    Дешёвые топливные фильтры низкого качества не способны защитить части двигателя, соприкасающиеся с горючим, от преждевременного изнашивания и ржавчины. Причины этого следующие:

    • фильтрующий материал может порваться в процессе работы;
    • такие фильтры быстро засоряются и не пропускают горючее;
    • дешёвые фильтры имеют низкую поглощающую способность;
    • некачественный материал фильтра не сможет задерживать мелкие частицы примесей.

    Фильтрующий элемент качественного фильтра не порвётся, а примеси в топливе не повредят форсунки.

    Причины выхода из строя топливного фильтра

    Основная причина преждевременного выхода из строя топливного фильтра в подавляющем большинстве случаев — низкое качество горючего. В результате:

    • засоряется фильтрующий элемент, и топливо с трудом течёт по магистралям;
    • разъедается фильтрующий материал, забиваются и выходят из строя форсунки и другие элементы системы подачи топлива.

    Видео: замена топливного фильтра

    Своевременная очистка или замена топливного фильтра — гарантия длительной бесперебойной эксплуатации вашего автомобиля. Особое внимание при этом стоит уделить качеству приобретаемых новых изделий. А заправляясь только на проверенных АЗС, вы сможете избежать внеплановой замены фильтра. Удачи на дорогах!

    Репост
    Наверх