Назначение, устройство и порядок самостоятельной замены фильтров очистки топливаБесперебойная эксплуатация автомобиля во многом зависит от качества используемого горючего. В любом топливе в большей или меньшей степени присутствуют примеси, негативно влияющие на работу двигателя. Поэтому оно должно проходить безусловную многоступенчатую очистку. Содержание
Устройство топливного фильтраТопливный фильтр отвечает за очистку от примесей подаваемого в цилиндры двигателя горючего. Обычно он представляет собой картридж с фильтровальной бумагой. Основу топливного фильтра обычно составляет картридж с фильтровальной бумагой Топливный фильтр восстановлению и ремонту не подлежит, а заменяется через определённые интервалы времени. Корпус фильтра с впускным и выпускным штуцерами изготовлен из термостойкого материала. В качестве фильтровального материала используется качественная десятимикронная бумага. Устройство топливного фильтра довольно простое На современных автомобилях обычно установлены два фильтра очистки топлива: Двухступенчатая очистка обеспечивает надёжную защиту двигателя от попадания в него топлива с примесями. Виды топливных фильтровИспользуемый тип фильтра тонкой очистки зависит от системы подачи топлива. Различают: В карбюраторных двигателях ФТО расположен перед топливным насосом Инжекторные двигатели очень привередливы к качеству горючего Фильтр тонкой очистки дизельного топлива отличается от фильтров в карбюраторных и инжекторных системах В рамках двухступенчатой системы очистки топливо сначала проходит через фильтр грубой очистки (предварительный фильтр), расположенный, как правило, в бензобаке перед бензонасосом. Затем топливо поступает в фильтр тонкой очистки (финишный фильтр), который задерживает частицы примесей, прошедшие через ФГО. На бензиновых двигателях в качестве ФГО может использоваться фильтрующий элемент, установленный в погружной насос, а ФТО может быть встроен в бензонасос или в топливную магистраль. Работу системы очистки топлива в наиболее общем виде можно представить следующим образом:
Устройство фильтров может меняться. Так, некоторые ФТО изготавливаются с тремя штуцерами — впускным, выпускным и возвратным. Последний предназначен для возвращения бензина в бак при высоком давлении в системе. Назначение топливных фильтровСовременные авто чрезвычайно чувствительны к качеству горючего. Продаваемое на АЗС топливо уже содержит посторонние примеси. Кроме этого, в бензин или дизельное топливо попадает вода, ржавчина со стенок стальных баков, пыль и грязь от заправочного пистолета. Современные автомобили чувствительны к качеству топлива В инжекторных системах механические примеси в топливе могут спровоцировать преждевременный износ и, как следствие, выход из строя форсунок и бензонасоса. Фильтр удаляет конденсат и загрязнения до того, как горючее поступит в систему, предотвращая тем самым неприятные последствия. Более того, эффективность сгорания очищенного топлива заметно выше. В результате увеличивается мощность двигателя. В результате несвоевременной замены или выхода из строя топливного фильтра:
Фильтры грубой очисткиФГО задерживают только крупные частицы примесей в топливе. Изготавливаются они обычно в форме металлической (латунной) сетки, которую можно вынуть, промыть и вернуть на место. В карбюраторных системах используют несколько сеток грубой очистки с ячейками разного размера. Фильтры грубой очистки представляют собой латунную сетку В случае инжекторного двигателя ФГО с сеткой встраивается в топливный насос бензобака. Дизельные агрегаты обычно оборудованы фильтром-отстойником. Это, однако, не исключает использование сеток. Фильтр грубой очистки дизельного топлива имеет ряд преимуществ перед сетками, надёжно защищая двигатель от попадания в него капель конденсата. Дизельный ФГО не является одноразовым. Его можно промыть и установить на место. Конструкция и принцип работы фильтра-отстойника грубой очисткиФильтр-отстойник состоит из следующих элементов:
Дизельные двигатели обычно оборудованы фильтром-отстойником Фильтр-отстойник работает по следующей схеме: Фильтры тонкой очисткиОсновное назначение ФТО — очистка топлива от мелких посторонних частиц, которые не задержал фильтр грубой очистки. Его конструкция практически ничем не отличается от ФГО, а сетка состоит из более мелких ячеек. Виды фильтров тонкой очисткиВыделяют неразборные (одноразовые) и разборные (многоразовые) фильтры тонкой очистки. Первые изготовлены из ткани или бумаги, которая складывается в форме спирали или звезды, образуя фильтрующую штору. Спиралевидная форма обеспечивает лучшую очистку из-за увеличенной в 1,8 раза поверхности фильтрующего материала — контакт горючего с фильтром становится более продолжительным. Неразборные фильтры служат довольно долго Неразборные фильтры обычно установлены на участке топливопровода перед бензонасосом. В этом месте отсутствует давление, и снижается вероятность протечки. Основу устройства разборных ФТО составляет латунный или керамический сетчатый фильтрующий элемент. Такие фильтры можно снимать, промывать и чистить. Наиболее удобными являются фильтры с прозрачным корпусом, так как позволяют визуально оценить степень загрязнения фильтрующего материала. Прозрачный корпус позволяет визуально оценить степень загрязнённости фильтра Расположение топливных фильтровРасположение ФТО зависит от вида транспорта и особенностей его топливной системы. В любом случае он обязательно будет находиться между бензобаком и двигателем. ФТО может быть расположен под днищем или под капотом авто. Возможны варианты его установки в бензобаке вместе фильтром грубой очистки и бензонасосом. Очистка от крупных загрязнений должна происходить до того, как горючее попадёт в топливную систему. Поэтому ФГО чаще всего расположен в бензобаке. Иногда он может находиться и под днищем машины в моторном отсеке. Фильтр тонкой очистки в этом случае будет установлен между карбюратором и бензонасосом. Место установки топливных фильтров зависит от системы подачи горючего. Найти топливный фильтр можно по топливным магистралям Сеточные фильтры всегда установлены на стандартные места, и найти их довольно просто. Фильтр-отстойник в любом случае будет находиться около бензобака. Его можно легко найти по патрубкам, идущим от бака. Порядок замены топливного фильтраСвоевременная замена или очистка топливных фильтров необходима для всех типов двигателей. Производители утверждают, что менять очиститель дизельного топлива или фильтрующую его часть нужно как минимум единожды в 30 тысяч км пробега. Топливный фильтр после 30000 км пробега полностью утрачивает свои оригинальные свойства Периодичность замены топливного фильтра определяется:
Все топливные фильтры можно разделить на две группы:
По типу крепежа выделяют:
Для самостоятельной замены топливного фильтра потребуются следующие инструменты:
Замена топливного фильтра производится в соответствии со следующим алгоритмом.
Разборный ФТО меняется так же, как фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, а неразборный фильтр снимается и меняется на новый. Чаще всего визуально оценить, требуется ли замена фильтра, невозможно — обычно фильтрующих элементов не видно. Исключение составляют некоторые модели для карбюраторных двигателей. Основные симптомы загрязнения топливного фильтра следующие. После замены фильтра следует ещё раз проверить надёжность всех соединений и при необходимости подтянуть. В местах соединения фильтров с топливными магистралями не должно быть протечки или отверстий. Очистка топливного фильтраОчистка возможна только для разборных разновидностей топливных фильтров. В общем виде порядок действий при промывке следующий. Проводить очистку или полную замену очистителя горючего в бензиновых автомобилях необходимо каждые 60–100 тысяч км пробега. На карбюраторных двигателях фильтры грубой очистки обслуживаются следующим образом. После очистки и установки фильтров на место, следует запустить двигатель и дать ему поработать около минуты на холостых оборотах. После этого необходимо осмотреть места соединений фильтров на предмет протечки топлива. Особенности фильтров для дизельного топливаОсновная задача очистки дизельного топлива — предотвращение попадания конденсата в двигатель. Вода в большинстве случаев отделяется от топлива фильтром-сепаратором. Фильтр очистки дизельного топлива должен подогревать горючее и защищать двигатель от попадания конденсата Кроме того, свойства дизельного топлива изменяются при понижении температуры. Поэтому фильтр должен быть адаптирован к холоду. Эта проблема решается добавлением в фильтр системы подогрева (например, штора может быть бумажной, способной проводить ток). Таким образом поддерживается оптимальная температура смеси холодного топлива из бака и подогретого из фильтра. Некоторые модели топливных фильтров для дизельных двигателей имеют систему для отделения конденсата и датчики, показывающие содержание воды в топливе. Критерии качества топливных фильтровДешёвые топливные фильтры низкого качества не способны защитить части двигателя, соприкасающиеся с горючим, от преждевременного изнашивания и ржавчины. Причины этого следующие:
Фильтрующий элемент качественного фильтра не порвётся, а примеси в топливе не повредят форсунки. Причины выхода из строя топливного фильтраОсновная причина преждевременного выхода из строя топливного фильтра в подавляющем большинстве случаев — низкое качество горючего. В результате:
Видео: замена топливного фильтра
Своевременная очистка или замена топливного фильтра — гарантия длительной бесперебойной эксплуатации вашего автомобиля. Особое внимание при этом стоит уделить качеству приобретаемых новых изделий. А заправляясь только на проверенных АЗС, вы сможете избежать внеплановой замены фильтра. Удачи на дорогах! |