Аккумуляторы AGM для автомобиля: что это такое и как их правильно заряжатьТехнология Absorbent Glass Mat (AMG) предложена специалистами Gates Rubber Company в 1972 году. Ее особенность состоит в применении абсорбированного электролита в свинцово-кислотных аккумуляторах. Аккумуляторы AGM имеют свойства, которые не позволяют производить их зарядку по технологии аналогичной с обычными аккумуляторами, они имеют особенный режим эксплуатации. AGM аккумуляторы — что это такоеАбсорбция (от латинского absorbere — поглощать) – поглощение сорбата сорбентом. В качестве сорбата в аккумуляторах AGM выступает электролит, в качестве сорбента – сепараторы из стекловолокна. Говоря простым языком, стекловолокно поглощает кислотный электролит, в жидком виде электролит в аккумуляторах AGM уже не содержится. И это не единственное достоинство таких аккумуляторных батарей. Сепаратор из стекловолокна удерживает кислотный электролит за счет капиллярных сил. Кроме этого, для более лучшей адсорбции в электролит иногда добавляют присадки. Видео — тип аккумулятора AGM что это такое:
Мелкие поры сепаратора заполняются электролитом, более крупные служат для рециркуляции газов. За счет этого понижается количество газов, покидающих батарею в процессе длительной работы. Аккумуляторы AGM имеют плоскую и спиральную конфигурацию. Технология размещения пластин в аккумуляторе плоского типа изображена на рисунке: Вид в разрезе: Технология спиральных блоков SpiraCell была запатентована Johnson Controls Company. В настоящее время производство таких батарей осуществляется только с разрешения этой компании, в основном в Северной Америке. Вид такой спиральной батареи в разрезе: К технологическим особенностям относится и то, что пластины изготавливаются из чистого свинца без вредных примесей сурьмы. Это также способствует более быстрому процессу заряда. Видео — распил спиральной батареи Optima Yellow Top:
В процессе заряда, особенно при его окончании, на отрицательных пластинах выделяется большое количество водорода, не успевающее регенерировать во внутреннем объеме аккумулятора. Для вывода его в пространство вне АКБ применяются специально разработанные для этого типа батарей клапаны: Преимущества технологии AGMПреимущества батарей этого типа:
Не случайно до сих пор некоторые военные самолеты (B-52, F-18) комплектуются аккумуляторами AGM. НедостаткиНедостатки AGM аккумуляторов такие же, как и у обычных свинцово-кислотных: большая масса, токсичность свинца, падение напряжения при пониженных температурах плюс более высокая цена по сравнению с традиционными АКБ и чувствительность к повышенному напряжению зарядки (крайне не рекомендуется). Как заряжать AGM аккумуляторСуществует несколько способов зарядки AGM аккумуляторов, которые можно разделить на: многоступенчатая (двух- либо трехступенчатая) зарядка и одноступенчатая зарядка. ТрехступенчатаяТрехступенчатую зарядку производят большинство производителей. Суть ее состоит в том, что первоначально АКБ заряжается от источника напряжения 14,2 – 14,8 Вольта током, соответствующим 10 – 30% от емкости аккумулятора. Это так называемый основной цикл. Во время основного цикла батарея восполняет до 80% емкости. Например, если АКБ имеет емкость 100 ампер-часов, выбирается ток заряда 10 Ампер (10%), то до 80% емкости он зарядится примерно за 8 часов. Затем следует накопительный цикл, напряжение источника уменьшается приблизительно на 0,3 Вольта. В это время батарея восполняет заряд до 100% (приблизительно за 3-4 часа). Третий этап – плавающий заряд (хранение). Он происходит при напряжении источника 13,2 – 13,8 Вольта. ДвухступенчатаяДвухступенчатый заряд рекомендован производителями во время эксплуатации АКБ. Он аналогичен трехступенчатому, за исключением процедуры третьего этапа. ОдноступенчатаяОдноступенчатый заряд производится только в режиме быстрой зарядки током 10 – 30% от величины емкости аккумулятора от источника напряжения 13,3 – 13,8 Вольт. Зарядку аккумуляторов лучше производить на специальных устройствах, например Hyundai HY 1500 Expert: В процессе заряда необходимо контролировать температуру корпуса АКБ, которая не должна превышать 50 градусов Цельсия, напряжение заряда (ни в коем случае не более 15,2 Вольта, это может ускорить гидролиз, привести к увеличению концентрации кислоты). Общий советУстанавливайте аккумуляторы AGM только в автомобили, где такая батарея устанавливается в штатном режиме, то есть заводом-изготовителем. Иначе есть риск, что АКБ быстро придет в негодность. Таких случаев много. Видео — куда их ставят:
|