Как работает система помощи при спуске автомобиля по склонуСистемой помощи при спуске оснащаются, в основном внедорожные автомобили, предназначенные для передвижения по пересеченной местности. Она обеспечивает равномерное направленное движение при спуске на крутых склонах. Немного теорииСистема помощи при спуске построена на тех же принципах, что и система курсовой устойчивости. Обычно и конструктивно она объединена с блоком ESP (ABS). Ее основное отличие от системы ESP в том, что при расчете усилий блокировки колес учитываются дополнительные физические параметры: 1. Сила тяжести. При движении на ровной дороге (либо при небольшом уклоне) на динамику влияют инерционные характеристики, динамика мотора, тормозящие усилия колес, центробежное ускорение, коэффициент трения модели колесо-дорога. В случае движения под сильный уклон в дело вступает сила тяжести. Она пропорциональна массе автомобиля и процентному углу наклона. На крутых склонах и большой массе авто эта сила имеет существенную величину. Математически ее нельзя не учитывать при расчете усилий блокировки колес. Таким образом, активируя данную опцию, водитель запускает другую программу обработки сигнала системы ESP. 2. Момент опрокидывания автомобиля. Внедорожники имеют большие клиренс и общую высоту автомобиля. Центр массы авто расположен на 30 – 50 сантиметров выше, чем у обычного легкового автомобиля. Если расположить автомобиль поперечно крутому уклону, он может перевернуться. Если при этом машина еще имеет центробежное ускорение, вероятность «перевертыша» многократно увеличивается. Все эти моменты также должна учитывать рассматриваемая опция. 3. При движении на крутых скользких склонах уменьшается коэффициент трения колесо-дорога. Теоретически при падении по вертикальному уклону он стремится к нулю. Таким образом, динамический расчет должен учитывать и этот фактор. Переходя от теории к практике, следует отметить, что система помощи при спуске скорее необходимое, чем дополнительное оборудование автомобиля, эксплуатируемого в сложных дорожных условиях. ВидыВ настоящее время на различных марках автомобиля можно встретить следующие обозначения таких систем:
Вид кнопки, активирующей систему, приблизительно одинаков: Как производится активацияСистема контроля спуска активируется при выполнении нескольких обязательных условий:
Если случайно водитель нажимает на педаль акселератора или тормоза, система помощи при спуске мгновенно деактивируется. Некоторые автомобили имеют свой алгоритм запуска. Например, в RAV4 предлагается следующий алгоритм:
Довольно непростой алгоритм, который профессионал должен довести до автоматизма. В современных автомобилях алгоритм запуска проще, но основные требования, связанные с педалями тормоза и газа, одинаковы. Особенности схемотехнического построения и обслуживанияСхемотехнически блок системы помощи при спуске обычно располагается в блоке ESP (или ABS), Таким образом, если не работает система ABS или ESP система контроля спуска включаться не будет. При обслуживании и ремонте данной системы начинать необходимо именно с системы ABS. Наиболее «популярные» неисправности этой системы:
Последний пункт наиболее актуален при движении по пересеченной местности с низкорослой растительностью. Блоки управления ESP, оборудованные дополнительной системой помощи при спуске, имеют дополнительные G-сенсоры и датчики угла наклона автомобиля. Они обычно не выходят из строя, иногда встроены в электронные блоки. Поэтому при креплении блоков ESP и ABS всегда следует соблюдать юстировку (горизонтальное позиционирование). Принцип работыПринцип работы системы контроля движения при спуске состоит в своевременном подтормаживании конкретного колеса в момент превышения установленной скорости спуска. Этим достигается равномерное и равнонаправленное (без заносов и поворотов) движение. Автолюбители со стажем знают, что в горных условиях движения наиболее эффективно «торможение двигателем». Большинство автотранспортных средств, эксплуатируемых в такой местности, оснащено такой опцией. Однако, в автомобилях с автоматической коробкой переключения передач «подключить» двигатель к торможению проблематично. В некоторых современных автомобилях более сложный алгоритм работы системы помощи при спуске имеет связь с блоком управления трансмиссией и блоком управления двигателя. РекомендацииОбщие рекомендации:
Видео — безопасный спуск с горы. Функция Downhill Assist Control (DAC):
|