Hitmind.ru » Советы

Уходит антифриз из расширительного бачка: ищем причины и способы устранения неисправностей

Уходит антифриз из расширительного бачка: ищем причины и способы устранения неисправностей с фото

Медленное понижение уровня антифриза в охлаждающей системе автомобиля — неполадка довольно распространённая, особенно в машинах отечественных производителей. Большинство опытных водителей представляет, где искать проблему и как с ней бороться. Но в некоторых ситуациях даже они не в состоянии понять, куда девается жидкость из расширительного бачка. Чтобы научиться устранять подобные неисправности, нужно знать все причины утечек жидкости — явные и скрытые.

Содержание

  • 1 Явные причины потери антифриза
  • 2 Скрытые протечки охлаждающей жидкости
  • 3 Методы устранения

Явные причины потери антифриза

Падение уровня охлаждающей жидкости в бачке не сулит ничего хорошего. Если вовремя не заметить уменьшения количества тосола в системе и не доливать его длительное время, двигатель попросту перегреется. Это опасно для поршневой группы, которую в подобных случаях приходится менять. Так что постоянное доливание антифриза — повод разобраться с проблемой и устранить её причину.


Ежедневная доливка антифриза — повод задуматься о причине утечки

Явные причины потерь охлаждающей жидкости — это разнообразные протечки, возникающие в следующих деталях и узлах:

  • прохудившиеся патрубки и места их соединения с агрегатами;
  • лопнувший расширительный бачок и негерметичная крышка;
  • сальник либо прокладка водяного насоса;
  • повреждённый основной радиатор.

Чтобы обнаружить явные протечки, достаточно открыть капот автомобиля и тщательно обследовать все элементы системы охлаждения, сняв декоративный щиток с двигателя.




Мокрое пятно под машиной может указать на источник протечки

Точнее определить место поможет лужа тосола, если она образовалась под машиной. Пятно покажет, с какой стороны происходит подтекание.

Дефекты патрубков

Как правило, трещины в шлангах визуально незаметны, поэтому течь придётся искать на ощупь. Как это правильно делается:

  • Дайте мотору остыть до температуры окружающей среды, чтобы не обжигать руки при диагностике.
  • Прощупайте подозрительный патрубок сухой ладонью, чтобы сходу обнаружить мокроту. Если потёков не обнаружено, переходите к следующему и так далее.


    Необходимо прощупать каждый шланг на предмет подтекания жидкости

  • Таким же образом проверьте все места, где шланги закреплены на штуцерах хомутами.
  • Протечка из-под хомутов коварна тем, что жидкость выходит каплями и сразу попадает на разогретую поверхность, откуда бесследно испаряется. В подобной ситуации сигналом должен послужить запах от испарения тосола. Он хорошо ощущается в подкапотном пространстве на горячем двигателе, а иногда проникает и в салон.




    Патрубки нередко пропускают антифриз на стыках, под хомутами

    Неполадки расширительного бачка

    Нередко антифриз уходит прямо из расширительной ёмкости, что характеризуется потёками из-под крышки либо мокротой под корпусом резервуара. Если бачок установлен в узкой нише между деталями кузова, а трещина образовалась в нижней части корпуса, то для обнаружения течи его придётся снять.




    На бачке, установленном в нише, трещины внизу корпуса не видны

    Причины неполадок бывают такие:

    • крышка негерметично закрывает горловину и жидкость, находящаяся под давлением, просачивается сквозь неплотности в виде пара;


      Охлаждающая жидкость может выходить сквозь плохо прилегающую крышку

    • засорился либо заклинил перепускной клапан, встроенный в пробку;
    • расширительный сосуд выполнен из некачественного пластика, трескающегося в процессе эксплуатации.


      Корпус ёмкости с годами трескается и пропускает тосол

    Задача предохранительного клапана в крышке — стравливать избыточное давление, возникающее в системе при расширении тосола от нагрева (порог срабатывания — около 120 кПа). Если он перестанет выпускать воздух и пары антифриза наружу, то давлением они сожмутся до определённой степени, а потом станут искать выход наружу. Может произойти прорыв в одном слабом месте или просачивание в нескольких точках сразу — по резьбе пробки и через стыки шлангов.

    На отечественных автомобилях ВАЗ «десятого» семейства из-за проблем с клапаном крышки давление нередко разрывает корпус бачка. В данном случае протечка очевидна — антифриз выходит через дыру в большом количестве, что сопровождается образованием пара под капотом.




    Прорыв в охлаждающей системе нередко характеризуется выделением пара

    Видео: антифриз уходит по вине крышки бачка

    Протекание помпы

    Если лужица антифриза появилась под автомобилем в том месте, где располагается водяной насос, диагностику целесообразно начать именно с него. Необходимо проследить, откуда вытекает жидкость, ведь на многих машинах предусмотрена не только защита картера, но и разнообразные кожухи — пыльники, закрывающие подкапотное пространство по бокам. Струйка тосола может вытекать на землю в одном месте, а её источник располагаться в другом.

    Существует 2 разновидности утечек антифриза из помпы:

    • сквозь неисправный сальник;


      Когда сальник пропускает антифриз, шкив разбрасывает его по всей поверхности

    • через прохудившуюся прокладку, установленную между посадочным фланцем насоса и блоком цилиндров.

    На машинах, где помпа приводится в действие ремнём генератора либо гидроусилителя руля, протечку выявить нетрудно. Доберитесь сухой рукой до шкива насоса и ощупайте пространство под валом. Обнаруженные там капли тосола означают негерметичность сальника. Если же вал сухой, а блок цилиндров вокруг фланца помпы покрыт влагой, то проблема наверняка в прокладке.




    Чтобы проверить состояние помпы, нужно снять пластиковую крышку узла ГРМ

    В переднеприводных автомобилях помпа обычно устанавливается под крышкой газораспределительного механизма, что затрудняет диагностику. Чтобы её обследовать, кожух ГРМ необходимо снять.




    Обнаруженная под крышкой мокрота указывает на неисправность водяного насоса

    Видео: диагностика водяного насоса

    Неисправность главного радиатора

    Элементы радиатора охлаждения могут пропускать тосол по таким причинам:

    • тонкие трубки (соты) повреждены ударом камня из-под колёс встречной машины либо другим механическим способом;
    • соты, изготовленные из алюминиевого сплава, могут прогнить после 10 и более лет эксплуатации;
    • по той же причине лопаются стенки боковых пластиковых бачков радиатора.



    Тосол может вытекать через прогнившие соты радиатора

    В большинстве случаев течь из основного радиатора хорошо заметна и для её обнаружения не потребуется ничего разбирать. А вот устранение поломки бывает дорогостоящим — отремонтировать протекающий теплообменник удаётся не всегда.

    Скрытые протечки охлаждающей жидкости

    К таковым относятся все течи антифриза, которые не оставляют заметных следов и диагностируются путём тщательной проверки либо после частичной разборки. К поискам скрытых дефектов нужно приступать, когда явные причины потерь тосола не обнаружены.

    Причины, по которым жидкость уходит из системы незаметно, выглядят так:

    • неисправность крышки расширительного бачка, чей клапан заклинил в открытом положении;
    • протечки патрубков и радиатора салонного отопителя;
    • пробитая прокладка под головкой цилиндров.



    Уровень охлаждающей жидкости падает из-за испарения через неисправную крышку

    Когда клапан в пробке расширительной ёмкости постоянно открыт, система сообщается с атмосферой и давление в ней отсутствует. По этой причине тосол медленно испаряется через отверстие. Ситуация ухудшается в режиме работы двигателя, близком к максимальному: без давления антифриз закипает при меньшей температуре и испаряется гораздо интенсивнее. При том что утечек нигде не наблюдается.

    Усугубить ситуацию может неисправный термостат, не направляющий нагретую жидкость на охлаждение в основной радиатор. Тосол, циркулирующий по малому кругу, тогда закипает и начинает выдавливать пар через крышку. Процесс характеризуется критическим повышением температуры двигателя.




    При потере охлаждающей жидкости температура двигателя поднимается до критического уровня

    Течь внутри салона

    Эта причина считается скрытой, поскольку обнаружить подобную протечку без разборки не удастся — медленно уходящий через неплотность антифриз впитывается салонным напольным покрытием. Но кроме понижения уровня в бачке, есть несколько косвенных признаков:

    • если тщательно прощупать ковролин под радиатором печки и патрубками, можно почувствовать влагу;
    • изнутри стекло покрывается испарениями тосола — жирным туманным налётом, который не оттирается без моющего средства;
    • в салоне постоянно ощущается сладковатый запах охлаждающей жидкости.



    Для обнаружения места протечки нужно проверить патрубки и радиатор печки

    Чтобы выявить виновника — патрубки либо сам радиатор, нужно сделать частичную разборку и добраться до этих элементов. В одних марках машин это просто — надо снять декоративные накладки и бардачок, в других — разобрать центральную панель. Если на шлангах и стыках потёков не обнаружено, придётся демонтировать печку и проверять её целостность путём наполнения дистиллированной водой.

    Пробой прокладки ГБЦ

    Поскольку из блока цилиндров в ГБЦ ведут масляные и жидкостные каналы, симптомы пробоя прокладки могут быть разными:

    • когда разгерметизируется наружный ободок прокладки, тосол попадает наружу и стекает по стенке блока, что хорошо заметно;
    • при внутреннем повреждении антифриз затекает в работающие цилиндры, где испаряется и выбрасывается наружу через выхлопной тракт в виде белого дыма.

    Внешний пробой прокладки — поломка довольно редкая. Гораздо чаще встречается разрушение внутренних перегородок элемента и попадание жидкости в цилиндры.




    Вытекающий из-под ГБЦ тосол заливает пыльники вокруг двигателя

    Затекание антифриза в действующие цилиндры весьма опасно для двигателя. Силовой агрегат может перегреться и заклинить, а ГБЦ — получить трещину от гидроудара. Если вы не понимаете в цветах выхлопных газов, диагностируйте поломку по дополнительным признакам:

  • Энергии сгорающего топлива не хватает на полное испарение тосола, поэтому его часть стекает по гильзам в картер, смешивается с моторным маслом и образует пенистую эмульсию. В результате давление масла резко снижается, а температура двигателя возрастает.
  • Посторонняя жидкость в камере сгорания отнимает энергию для нагрева и испарения, поэтому мощность мотора заметно падает. Двигатель попросту «не тянет».
  • Прореха в прокладке связывает между собой газовый тракт, систему охлаждения и смазки. Из-за этого в расширительном бачке может появиться субстанция непонятного тёмного цвета или же светлая пена — эмульсия.


    Из-за прогоревшей прокладки ГБЦ эмульсия может попасть в расширительную ёмкость

  • Хотя при подобной утечке явственные следы антифриза на земле отсутствуют, множество серьёзных косвенных признаков дадут понять хозяину авто, что с мотором не всё в порядке.

    Видео: антифриз уходит из-под головки цилиндров

    Методы устранения

    Чтобы ликвидировать большинство перечисленных неполадок, необходимо слить охлаждающую жидкость (либо её остатки). Для ремонта или замены помпы достаточно опорожнить только блок цилиндров, в остальных случаях — всю систему.

    Для устранения поломок выполните следующие рекомендации (в порядке изложения неисправностей):

  • Протекающие патрубки подлежат замене. Если неприятность случилась в пути, временно замотайте трещины скотчем (лучше — алюминиевым).


    Негодный патрубок стоит поменять вместе с хомутом

  • Небольшую трещину в расширительном бачке можно запаять. При серьёзной пробоине ёмкость следует поменять.


    Небольшую трещину в пластиковой ёмкости можно запаять

  • Заклинивший клапан крышки стоит разобрать и прочистить от грязи. Если действие не принесёт результата, купите и поставьте новую пробку.
  • Течь прокладки на помпе попытайтесь устранить обтягиванием гаек (или болтов) крепления насоса, в противном случае деталь снимается и ставится на герметик с предварительной очисткой фланцев.


    Пропускающая тосол прокладка меняется на новую, которая ставится на герметик

  • Из-за негодного сальника помпу придётся менять целиком. Исключение — модели ВАЗ 2101—07 и «Нива», где насос разбирается и ремонтируется.
  • Повреждённый главный радиатор нужно демонтировать и отдать на ремонт специалистам. Если протечка — не результат удара при ДТП, то трещины наверняка удастся запаять. Исключение — старый алюминиевый радиатор с прогнившими сотами.


    Прохудившиеся трубки радиатора поддаются пайке

  • Патрубки и радиатор салонного отопителя тоже надо менять. Причём делать это одновременно, чтобы впоследствии не пришлось снова разбирать облицовку или торпедо.



  • Чтобы поставить новую прокладку, головку цилиндров придётся снять

    Наиболее неприятная поломка — пробой прокладки под головкой блока цилиндров, её надо срочно менять. Если вы владелец автомобиля ВАЗ 2101—15 и немного понимаете толк в моторах, то можете снять ГБЦ самостоятельно и поставить новую прокладку. Разбирать иностранное авто без соответствующих навыков не рекомендуется — следует обратиться на станцию технического обслуживания.

    Добрая половина неисправностей, ведущих к потере охлаждающей жидкости, при желании устраняется своими руками. Процедуры замены шлангов, расширительной ёмкости и помпы относительно просты и не требуют специализированных инструментов. Демонтаж печки несколько сложнее: надо знать, как правильно снять элементы облицовки и ничего не сломать. Что касается разборки двигателя, то её лучше доверить мастеру — мотористу.

    Репост
    Наверх