Правила управления автомобилями с АКППВ последнее время среди покупателей все большей популярностью пользуются автомобили с «автоматом», поскольку управлять такой машиной намного проще и, как утверждают многие эксперты, безопаснее, поскольку водитель может полностью сконцентрироваться на дороге. Многие автолюбители, между тем, не представляют, что управление автоматической коробкой передач также требует определенных знаний и навыков. В самом деле, ездить на машине с АКПП гораздо проще, ведь от водителя требуется только включить режим «Драйв» и нажимать педали акселератора и тормоза, все остальное автомобиль сделает сам. Он не заглохнет при трогании, не откатится назад, если придется стартовать на подъеме, наконец, он не отвлекает водителя от дороги необходимостью работать с рычагом коробки передач. Однако чтобы преждевременно не испортить дорогостоящий узел, необходимо знать правила обращения с ним и его устройство. На эту тему существует немало обучающих видеороликов в сети интернет.
Что такое АКПППри езде на машине с механической коробкой передач, водитель вынужден вручную изменять передаточные числа, чтобы добиться оптимального соотношения скорости автомобиля, расхода горючего и дорожных условий. Иными словами, при езде по хорошо укатанному асфальту, нужно включить высшую передачу, которая обеспечит высокую скорость передвижения и минимальный расход горючего. И, наоборот, на проселочной дороге нужно включить пониженную передачу, чтобы в распоряжении водителя были максимальный крутящий момент и мощность, которые позволят преодолеть труднопроходимые участки. От водителя при этом требуется контролировать показания спидометра и тахометра, оценивать состояние дорожного покрытия, работать сцеплением и рычагом переключения передач. Если же машина оснащена АКПП, то все вышеперечисленные операции выполняются без человеческого вмешательства. Особенно удобна автоматическая коробка передач для начинающих водителей, поскольку избавляет их от главной сложности – трогания с места. Принцип работы автоматической коробки передачАвтоматическая КПП состоит из двух основных компонентов: гидромеханического узла и системы управления. Как нетрудно догадаться, первый выполняет основную работу – передает от двигателя к ведущим колесам крутящий момент, а вторая определяет порядок работы. Система управления АКПП включает в себя блок управления, входные датчики, исполняющие механизмы. В систему управления входят датчики, определяющие:
Блок управления на основе информации, получаемой с датчиков, определяет порядок, в котором происходит переключение передач так, как заложено в программе. Помимо входных датчиков, блок управления получает данные от других систем автомобиля: АБС, электронной системы управления двигателем (ЭСУД), рулевого управления и климат-контроля. От ЭСУД в блок управления АКПП передается информация о частоте вращения коленвала, положении дроссельной заслонки, положении педали газа. Вслед за этим, блок управления двигателем получает сигналы от системы управления АКПП и понижает крутящий момент в момент переключения передач. На основании показаний датчиков других систем, блок управления коробкой передач определяет условия движения автомобиля: Современные автомобили оснащаются адаптивными «автоматами», т.е. теми, которые могут приспосабливаться под конкретного водителя. Блок управления оценивает такие параметры, как интенсивность разгона и торможения. На основании этой информации запускается тот или иной алгоритм работы АКПП. Помимо этого, блок управления адаптивной автоматической коробкой передач учитывает условия движения автомобиля: наличие прицепа, спуск, подъем, повороты, гололед, едет машина по городу или по трассе. Более подробно с логикой и порядком работы АКПП можно ознакомиться на видео.
Режимы работы автоматической коробки передачВ отличие от «механики», где водитель самостоятельно выбирает конкретную передачу в зависимости от ситуации, на машине с АКПП при помощи селектора можно выбрать определенный режим ее работы, наиболее подходящий в конкретном случае. Основных режимов, заложенных в блок управления автоматической коробки передач четыре:
В режиме P блокируются ведущие колеса автомобиля. Он выбирается, когда машина запаркована. В этом режиме ее можно завести, в том числе при помощи автозапуска, без риска, что она поедет без водителя. Эффект от «паркинга» равноценен затянутому ручному тормозу. Несмотря на то, что производители рекомендуют пользоваться ручником, как правило, вполне достаточно перевести рычаг селектора в P-режим, чтобы исключить вероятность движения машины даже в случае остановки на уклоне. D – это основной режим работы автоматической коробки передач. Когда он включен, достаточно будет просто отпустить педаль тормоза, и автомобиль поедет. С набором скорости и ростом оборотов коленчатого вала, блок управления дает команду на последовательное переключение передач вверх, с уменьшением, соответственно, вниз. Если необходимо сбросить скорость, достаточно отпустить педаль газа, тогда автомобиль начнет торможение двигателем. При необходимости резкого ускорения, например, при обгоне, необходимо вжать педаль газа «в пол», это послужит коробке передач сигналом для включения пониженной передачи (режим «кик-даун»). N – нейтральное положение рычага. Так блок управления разъединяет коробку передач и двигатель. Применяется он при длительной остановке автомобиля, например, в пробке, или при буксировке. Наконец, R – режим заднего хода. Помимо четырех основных, автоматическая КПП может иметь и дополнительные режимы, значительно расширяющие ее функциональность. К ним относятся: Правила эксплуатации автомобиля с АКППСам по себе «автомат» – довольно надежный агрегат, и если соблюдать некоторые правила, на машине удастся проехать не одну сотню тысяч километров без ремонта и замены коробки передач. Правило первоеЧтобы тронуться с места или включить задний ход, достаточно просто нажать педаль тормоза. После этого включить нужный режим (D или R) и отпустить тормоз. Среди автовладельцев также существует мнение, что для перевода автоматической коробки передач из режима D в режим R или наоборот, необходимо вначале включить нейтраль (N). Специалисты утверждают, что это мнение ошибочно, поскольку в таком случае водитель вынуждает коробку передач совершить лишнее переключение, что ведет к ускоренному выходу ее из строя. Правило второеТрогаться, как вперед, так и назад, нужно только после того, как передача полностью включится, о чем свидетельствует характерный толчок. Правило третьеНельзя включать нейтраль во время движения. Автомобиль должен двигаться накатом, поскольку, во-первых, это небезопасно, а во-вторых, последующее включение передачи может спровоцировать серьезную поломку автоматической коробки передач. Правило четвертоеПри длительныой остановке лучше поставить машину на нейтраль, это позволит избежать перегрева масла в коробке передач. Правило пятоеПо возможности избегать буксировки автомобиля с АКПП, а если иным способом добраться до станции технического обслуживания нет, то двигаться с невысокой скоростью, на небольшое расстояние. В противном случае риск выхода из строя коробки передач достаточно велик. |