Утилизация автомобилейУтилизация автомобилей – вопрос государственного уровня Для каждого автомобиля будь то легковой, грузовой или автобус рано или поздно наступит период, когда он из-за выработки ресурса или технического состояния перестанет выполнять свои функции. Перед владельцем встает вопрос, как избавиться от ненужного металлолома. Вариантов не много. Можно снять с автомобиля детали, представляющие хоть какую-то ценность для продажи, и бросить на улице (во дворе), где автомобиль окончательно из-за ржавчины придет в негодность, причиняя вред окружающей среде или организовать доставку и сдачу автомобиля на металлолом. Но есть еще один простой вариант – утилизация старого автомобиля, через специализированный шредерный завод (предприятие). На руки владельцу выдается соответствующий сертификат. Проблема утилизации отработавших свой ресурс автомобилей во многих странах выносится на государственный уровень. Утилизация автомобилей за рубежом Первопричиной заняться вопросом утилизации в ряде стран за рубежом стал экономический кризис 2009 года. Дело в том, что автомобилестроение является составной частью экономики государства и, соответственно, как и все другие отрасли экономики ощутило на себе последствия кризиса. Многие страны (Великобритания, Германия, Соединенные Штаты Америки) предоставили своим автовладельцам дополнительные выплаты на приобретение новых автомобилей взамен сдачи старых авто на утилизацию. Например, в США такие выплаты составляли до 4500 долларов за каждый автомобиль, в Германии на тысячу долларов меньше, в Великобритании – приблизительно 3100 долларов. Благодаря принятому решению, авторынки этих стран были вовремя простимулированы, и за время действия программы покупки новых автомобилей составили:
Такое же количество автомобилей было соответственно утилизировано. В дальнейшем благодаря государственным программам ежегодно утилизируется, например, в США около 15 миллионов автомобилей. Отрасль утилизации автомобилей развитых стран В США насчитывается более 200 специализированных шредерных заводов (предприятий), которые занимаются переработкой старых автомобилей. Обеспечивают и обслуживают эти заводы более 10000 компаний (фирм), задачей которых является разборка автомобилей и сортировка деталей: пластмассы, стекла, резины, цветного металла и др. Работает в этой отрасли больше 40 000 человек. В Германии утилизируют старые автомобили более 50 шредерных заводов, во Франции – 40, в Великобритании – около 35 заводов (предприятий). Утилизация автомобилей в РФ В Российской Федерации с целью поддержания автопроизводителей, программа по утилизации старых автомобилей (только легковых) была введена год спустя после начала кризиса – в марте 2010 года. Суть ее заключалась в следующем: автовладелец, имеющий автомобиль старше 10 лет, после сдачи ее на утилизацию, получал специальный сертификат на сумму 50 000 рублей (приблизительно 1 700 долларов). Сумма сертификата была, конечно, на много меньше, чем в зарубежных странах, но это был первый реальный шаг по решению проблемы утилизации отработавших свой ресурс автомобилей. Положительным моментом принятой программы была доступность для приобретения по программе утилизации более чем шестидесяти моделей автомобилей. Недостаток программы – процедура утилизации занимала не менее недели. Несмотря на бюрократическую составляющую, меньше чем за год было продано по утилизационной программе 600 000 автомобилей, которые были собраны на территории России. Для утилизации автомобилей было задействовано 153 специализированных предприятий, чего явно было недостаточно. По предварительным расчетам за ближайшее десятилетие в России «состарится» приблизительно 30 млн. автомобилей (из расчета 3 миллиона автомобилей в год). Правительством было принято решение после вступления Российской Федерации в ВТО и введения на подержанные и новые автомобили утилизационного сбора, продолжить развитие утилизационной отрасли. Компенсация за сданный на утилизацию автомобиль будет выплачиваться из государственного бюджета за счет поступлений от утилизационного сбора, которые по предварительным расчетам составят до 40 миллиардов рублей в год. Развитие утилизационной отрасли Утилизационный сбор введен в России с 1 сентября 2012 года с одновременным снижением пошлины на импортные транспортные средства с 30 до 25 процентов. Нагрузка по утилизационному сбору полностью будет положена на производителей и импортеров, другими словами она будет заложена в стоимости машины. Евросоюз назвал утилизационный сбор таким, что противоречит правилам Всемирной торговой организации и призвал поддержать утилизацию автомобилей другими способами и средствами. Благодаря введенному утилизационному сбору в государственном бюджете будут аккумулироваться средства, которые необходимы для создания и развития необходимой инфраструктуры по переработке, выработавших свой ресурс и пришедших в негодность, транспортных средств. По поводу новой программы утилизации много разногласий. Некоторые эксперты считают, что авторынок показывает высокие темпы развития и не нуждается в поддержке посредством введения утилизационного сбора. Президент РФ считает, что утилизация старых легковых автомобилей была лишь антикризисной мерой для поддержания автопроизводителей на территории России и возобновлять программу утилизации целесообразно только для устаревшего парка общественного транспорта. В любом случае реализация программы утилизации автомобильного металлолома будет иметь успех при создании должной мотивации граждан к сдаче старого автотранспорта в утиль, а не просто бросать его во дворах и на улице, сняв предварительно с учета. Кроме того, необходимо будет разработать и ввести необходимые коэффициенты на класс и возраст автомобилей, а также разработать схему (порядок) бесплатной эвакуации старых автомобилей при невозможности самостоятельно добраться до утилизационного завода (предприятия), методику оценки степени износа автомобиля, которая бы предотвращала коррупционные поползновения в этой области. |