Как проверить катушку зажигания (бобину) на автомобилеДля бензинового ДВС система зажигания является одной из определяющих, хотя в машине сложно выделить какой-то главный узел. Без мотора не поедешь, но и без колеса это тоже невозможно. Катушка зажигания создает высокое напряжение, без которого невозможно образование искры и воспламенение топливо-воздушной смеси в цилиндрах бензинового двигателя. Коротко о зажиганииЧтобы понять зачем в автомобиле бобина (это народное название), и какое участие она принимает в обеспечении движения, надо хотя бы обобщенно понять устройство систем зажигания. Обязательно почитайтеПро все виды систем зажигания Упрощенная схема работы бобины приведена ниже. Плюсовой вывод катушки подключен к положительной клемме аккумулятора, а другим выводом она соединяется с распределителем напряжения. Такая схема подключения является классической и широко применяется на машинах семейства ВАЗ. Для полноты картины необходимо сделать ряд уточнений: Механические устройства использовались в старых автомобилях: на ВАЗ 2106 и подобных, но сейчас они практически полностью вытеснены электронными. Устройство и работа бобиныСовременная бобина является упрощенной версией индукционной катушки Румкорфа. Она была названа в честь изобретателя немецкого происхождения – Генриха Румкорфа, который первым запатентовал в 1851 году устройство, преобразовывающее постоянное низкое напряжение в переменное высокое. Чтобы понять принцип работы, нужно знать устройство катушки зажигания и основы радиоэлектроники. Это традиционная, общая катушка зажигания ВАЗ, применяемая в течение длительного времени и на многих других автомобилях. Фактически это импульсный высоковольтный трансформатор. На сердечнике, предназначенном для усиления магнитного поля, тонким проводом намотана вторичная обмотка, она может содержать до тридцати тысяч витков провода. Поверх вторичной обмотки находится первичная из более толстой проволоки и с меньшим количеством витков (100-300). Обмотки с одних концов соединены между собой, второй конец первичной подсоединяется к аккумуляторы, вторичная обмотка свободным концом подключена к распределителю напряжения. Общей точкой обмотки катушки подключены к коммутатору напряжения. Всю эту конструкцию закрывает защитный корпус.
Через «первичку» в исходном состоянии протекает постоянный ток. Когда нужно образовать искру, цепь разрывается коммутатором или трамблером. Это приводит к образованию высокого напряжения во вторичной обмотке. Напряжение поступает на свечу нужного цилиндра, где и образуется искра, вызывающая сгорание топливной смеси. Для соединения свечей с распределителем использовались высоковольтные провода. Конструкция с одним выводом не является единственно возможной, существуют и другие варианты.
Как проверить катушку зажиганияОсновной параметр, по которому определяется работоспособность бобины, является сопротивление обмоток. Существуют усредненные показатели, говорящие о ее исправности. Хотя не всегда отклонения от нормы являются показателем неисправности. С помощью мультиметраС помощью мультиметра можно проверить катушку зажигания по 3 параметрам: Следует учесть, что таким образом можно проверить только индивидуальную катушку зажигания. Сдвоенные устроены иначе, и необходимо знать схему вывода «первички» и «вторички». Первичную обмотку проверяем присоединив щупы к контактам Б и К. Тип катушки Сопротивление, Ом ВАЗ 2106 (контактная система) 3,07-3,5 27.3705 (бесконтактная, М, Р) 0,45± 0,05 3122.3705 (С, З) 0,43± 0,04 8352.12 (М, Р) 0,42± 0,05 027.3705 (М, Р) 0,43± 0,04 27.3707-01 (М, Р) 0,42± 0,05 АТЕ1721 (М, Р) 0,43± 0,05 М – маслозаполненная С – сухая Р – разомкнутый магнитопровод З – замкнутый магнитопровод Измеряя «вторичку» подключаем один щуп к контакту Б, а второй к высоковольтному выводу. Тип катушки Сопротивление, КОм ВАЗ 2106 (контактная система) 5,4-9,2 27.3705 (бесконтактная, М, Р) 5±1 3122.3705 (С, З) 4,08±0,4 8352.12 (М, Р) 5±1 027.3705 (М, Р) 5±1 27.3707-01 (М, Р) 5±1 АТЕ1721 (М, Р) 5±1Изоляцию замеряют через клемму Б и корпус катушки. Показания прибора должен быть не ниже 50 Мом. Далеко не всегда у просто автолюбителя под рукой имеется мультиметр и опыт его использования, в дальней дороге проверка катушки зажигания указанным способом также недоступна. Другие способыЕще одним способом, особенно актуальным для старых автомобилей, в том числе и ВАЗах, будет проверка искры. Для этого центральный высоковольтный провод помещается на расстояние 5-7 мм от корпуса двигателя. Если при попытках завести машину проскакивает синяя или ярко-фиолетовая искра — бобина работает нормально. Если цвет искры более светлый, желтый, или она отсутствует вовсе, это может служить подтверждением ее поломки, либо неисправности провода.
Есть простой способ проверить систему с индивидуальными катушками. Если двигатель троит, нужно просто поочередно отсоединять питание катушек на заведенном двигателе. Отключили разъем и звук работы поменялся (машина задвоила) – катушка в порядке. Звук остался прежним – искра на свечу в этом цилиндре не поступает. Правда проблема может быть и в самой свече, поэтому для чистоты эксперимента следует поменять местами свечу из этого цилиндра с любой другой. Подключение катушки зажиганияЕсли при демонтаже вы не запомнили и не отметили какой провод к какой клемме шел, схема подключения катушки зажигания следующая. На клемму со знаком + или буквой Б (батарея) подается питание от аккумулятора, на букву К подключается коммутатор. Цвета проводов в автомобилях могут отличаться, поэтому проще всего отследить какой куда идет.
Правильность подсоединения важна, и в случае нарушения полярности можно испортить саму бобину, трамблер, коммутатор. ВыводОдним из важных узлов в автомобиле является бобина, создающая высокое напряжение для образования искры. Если в работе двигателя появляются провалы, он начинает троить и просто нестабильно работать – причиной может быть в ней. Поэтому важно знать, как проверить катушку зажигания правильно, а при необходимости и дедовским методом, в полевых условиях. |