Hitmind.ru » Советы

Как проверить датчик лямбда зонд

Как проверить датчик лямбда зонд с фото

Оглавление

  • 1 Назначение и принцип работы лямбда зонда
  • 2 Возможные причины неисправности лямбда зонда
  • 3 Симптомы неисправности лямбда зонда
  • 4 Способы проверки лямбда зонда
  • 5 Ремонт лямбда зонда

В двигателях внутреннего сгорания кислород определяет оптимальное соотношение компонентов горючей смеси, эффективность и экологичность работы двигателя. Лямбда (?) зонд – это прибор для изменения объема кислорода или его смеси с несгоревшим топливом в коллекторе силового агрегата. Представление об устройстве и принципе работы датчика поможет владельцу авто контролировать его работоспособность, предотвращая нестабильную работу двигателя и перерасход топлива.

Назначение и принцип работы лямбда зонда


Лямбда зонд, установленный на выхлопной трубе

Жесткие экологические требования для автомобилей заставляют производителей применять каталитические нейтрализаторы, уменьшающие токсичность выхлопа. Но его эффективной работы невозможно добиться без контроля состава воздушно-топливной смеси. Такой контроль осуществляет датчик кислорода, он же ?-зонд, работа которого основана на использовании обратной связи устройства и топливной системы с дискретной или электронной системой впрыска.

Измерение количества лишнего воздуха производится определением остаточного кислорода в выхлопном газе. Для этого лямбда-зонд ставят перед катализатором выпускного коллектора. Сигнал датчика обрабатывает блок управления и оптимизирует воздушно-топливную смесь, более точно дозируя подачу форсунками топлива. На некоторых моделях авто устанавливается второй прибор после катализатора, что делает приготовление смеси еще более точным.

Лямбда-зонд работает как гальванический элемент с твердым электродом, выполненным в виде керамики из двуокиси циркония, легированной окисью иттрия, на котором нанесено платиновое напыление, выполняющее роль электродов. Один из них фиксирует показания атмосферного воздуха, а второй – выхлопного газа. Эффективная работа прибора возможна при достижении температуры более 300оС, когда циркониевый электролит приобретает проводимость. Выходное напряжение появляется от разницы количества кислорода в атмосфере и выхлопном газе.




Устройство датчика кислорода (лямбда зонда)

Существует два вида ?-зонда – широкополосный и двухточечный. Первый тип обладает более высокой информативностью, позволяющей более точно настроить работу двигателя. Устройство изготавливают из материалов, выдерживающих повышенные температуры. Принцип работы всех типов датчика одинаков, и заключается в следующем:

  • Двухточечный измеряет уровень кислорода в выхлопе двигателя и атмосфере при помощи электродов, на которых в зависимости от уровня кислорода меняется разность потенциалов. Сигнал снимается блоком управления двигателя, после чего автоматически корректируется подача топлива в цилиндры форсунками.
  • Широкополосный состоит их закачивающего и двухточечного элемента. На его электродах поддерживается постоянное напряжение 450 мВ корректировкой силы тока закачивания. Уменьшение содержания кислорода в выхлопе приводит к повышению напряжения на электродах. Блок управления после получения сигнала создает необходимый ток на закачивающем элементе для закачки или откачки воздуха, чтобы привести к нормативному напряжению. Так, при чрезмерно обогащенной топливно-воздушной смеси БУ посылает команду закачать дополнительную порцию воздуха, а при обедненной смеси воздействует на систему впрыска.
  • Возможные причины неисправности лямбда зонда




    Внешний вид неисправного лямбда зонда
    Как и любое другое устройство, лямбда-зонд может выходить из строя, но в большинстве случаев автомобиль остается на ходу, при этом динамика его движения значительно ухудшается, и расход топлива возрастает, из-за чего транспортное средство нуждается в срочном ремонте. Поломки ?-зонда происходят по следующим причинам:

  • Механическая поломка при повреждении или дефекте корпуса, нарушении обмотки датчика, и т. д.
  • Плохое качество топлива, при котором железо и свинец забивают активные электроды устройства.
  • Попадание в выхлопную трубу масла при плохом состоянии маслосъемных колец.
  • Попадание на устройство растворителей, моющих или любых других эксплуатационных жидкостей.
  • «Хлопки» из двигателя из-за сбоев системы зажигания, разрушающие хрупкие керамические части устройства.
  • Перегрев из-за неверно выставленного угла опережения зажигания или богатой топливной смеси.
  • Применение герметика при установке прибора, содержащего силикон, или вулканизирующегося при комнатной температуре.
  • Многочисленные неудачные попытки запуска мотора в течение короткого времени, что приводит к накоплению в выхлопном коллекторе топлива и его воспламенения, вызывающего ударную волну.
  • Замыкание на «массу», плохой контакт или его отсутствие во входной цепи прибора.
  • Симптомы неисправности лямбда зонда

    Основные неисправности ?-зонда проявляются в следующих признаках:

  • Повышение общей токсичности выхлопных газов.
  • Двигатель на небольших оборотах работает неустойчиво.
  • Наблюдается перерасход топлива.
  • При езде ухудшается динамика движения автомобиля.
  • При остановке авто после движения, от катализатора в выпускном коллекторе слышно характерное потрескивание.
  • В области каталитического нейтрализатора повышается температура или происходит его разогрев до раскаленного состояния.
  • Сигнал лампы «СНЕСК ЕNGINЕ» во время установившегося режима движения.
  • Способы проверки лямбда зонда




    Проверка лямбда зонда мультиметром

    Для самостоятельной проверки ?-зонда необходим цифровой вольтметра и руководство по эксплуатации автомобиля. Последовательность действий при этом следующая:

  • От колодки зонда отсоединяются провода и подключается вольтметр.
  • Двигатель автомобиля запускают, устанавливают частоту вращения 2500 об/мин, после чего снижают до 2000 об/мин.
  • Извлекают вакуумную трубку из регулятора топливного давления и фиксируют показания вольтметра.
  • При значении 0,9 В датчик исправен. Если вольтметр никак не реагирует, или показание ниже 0,8 В – ?-зонд неисправен.
  • Для проверки в динамике, зонд подсоединяют к разъему, параллельно подключив вольтметр и поддерживая вращение коленчатого вала двигателя на 1500 об/мин.
  • Если датчик исправен, вольтметр покажет 0,5 В. Отклонение от данного значения говорит о поломке.
  • Ремонт лямбда зонда

    При поломке ?-зонда, его можно просто отключить, при этом блок управления перейдет на средние параметры впрыска топлива. Это действие сразу даст о себе знать в виде повышенного расхода горючего и появлением ошибки в ЭБУ двигателя. При поломке лямбда-зонда, его необходимо заменить. Но существуют технологии «оживления» неисправного датчика, которые позволяют с определенной долей вероятности вернуть его в работоспособное состояние:




    Ремонт лямбда зонда отмачиванием в ортофосфорной кислоте

    1. Промывка прибора ортофосфорной кислотой при комнатной температуре в течение 10 мин. Кислота разъедает нагар и осевший свинец на стержне. При этом важно не переусердствовать, чтобы не повредить платиновые электроды. Устройство вскрывают, срезая на токарном станке колпачок у самого основания, и окунают стержень в кислоту, после промывают в воде и приваривают колпачок на прежнее место аргоновой сваркой. После процедуры сигнал восстанавливается спустя 1-1,5 ч. работы двигателя.




    Старый и новый лямбда зонд

    2. «Мягкая зачистка» электродов ультразвуковым диспергатором в эмульсионном растворе. Во время процедуры возможно появление электролиза вязких металлов, отложившихся на поверхности. Перед зачисткой учитывают конструкцию зонда и материал его изготовления (керамика или металлокерамика), на которую нанесены инертные материалы (цирконий, платина, барий, и т. д.). После восстановления датчик испытывают при помощи приборов и возвращают в автомобиль. Процедуру можно повторять многократно.

    Репост
    Наверх