Hitmind.ru » Запчасти, детали

Как проверить лямбда зонд и заменить его

Как проверить лямбда зонд и заменить его с фото

О том, что лямбда-зонд играет важнейшую роль в работе двигателя и выхлопной системы автомобиля знают многие водители. А это значит, что большинство из них интересуются вопросом, как проверить лямбда-зонд? Сделать это совсем несложно. В данной статье мы рассмотрим способы проверки лямбда-зонда и расскажем как заменить его при необходимости.

Все знают, что лямбда-зонд или, другими словами, датчик кислорода – это такое специальное устройство, расположенное в выпускном коллекторе. Именно показания данного кислородного датчика позволяют блоку управления инжектора поддерживать оптимальный состав топливовоздушной смеси. Лямбда-зонд дает сигнал электронике, в случае поступления в камеру сгорания слишком бедной, либо чересчур богатой смеси, и компьютер корректирует ее.

Хороший видео-мануал о том, как проверить лямбда-зонд вольтметром, смотрите в конце этой статьи.

Согласно теории, для того, чтобы произошло сгорание 1 кг топливно-воздушной смеси, требуется почти 15 кг кислорода. Именно поэтому исправность лямбда-зонда напрямую влияет на работу силового агрегата и расход топлива.

Но далеко не все четко представляют себе, что же такое лямбда-зонд. Кроме того, перед тем как затевать проверку датчика, следует знать причины, по которым он выходит из строя, а также последствия, к которым может привести поломка лямбда-зонда.

Как устроен лямбда-зонд и принцип его работы


В конструкцию лямбда-зонда входят следующие комплектующие:

  • корпус из металла (с нарезанной резьбой для фиксации);
  • керамический изолятор;
  • уплотнение (кольцо);
  • проводка и специальные манжеты для ее уплотнения;
  • защитный корпус, с просверленным в нем отверстием (обеспечивает вентиляцию);
  • токопроводящий контакт;
  • наконечник из керамики;
  • спираль (помещенная в специальный резервуар);
  • защитный щиток (имеет отверстие, предназначенное для выпуска газов).

Особенностью таких зондов является то, что для их производства применяются исключительно термостойкие материалы, потому как сам лямбда-зонд функционирует в условиях высокой температуры.

Существует 4 типа зондов (зависит от количества проводов, которые к нему подходят):

  • Однопроводной;
  • Двухпроводной;
  • Трехпроводной
  • Четырехпроводной.
  • Основные причины поломок лямбда-зонда
    Причинами неисправностей могут быть как сторонние факторы, так и ненадлежащий уход за некоторыми элементами автомобиля, такие как:

  • Попадание внутрь корпуса тосола или тормозной жидкости;
  • Чистка корпуса с применением средств, которые изначально для этого не предназначены;
  • Слишком высокое содержание свинца в топливе;
  • Перегрев корпуса – данная неприятность возникает в случае заправки некачественным топливом. Это случается при неисправном датчике охлаждающей жидкости, регуляторе давления, а также изношенном топливном фильтре. Все это приводит к тому, что в камеру сгорания попадает загрязненный бензин.
  • Последствия выхода из строя лямбда-зонда
    При поломке лямбда-зонда автовладелец сразу ощущает изменения в поведении машины:

    • рывки в движении;
    • повышенный топливный «аппетит»;
    • некорректная работа катализатора;
    • нестабильные обороты мотора;
    • повышенная концентрация токсинов в выхлопных газах.

    Все это заставляет внимательно контролировать работу датчика кислорода. Проводить его проверку стоит не реже чем раз в 10 000 км.

    Методы проверки лямбда-зонда




    Работоспособность лямбда-зонда для начала можно попробовать оценить визуально, а после этого проверить при помощи электроизмерительных приборов (вольтметра или осцилографа).

    Визуальная проверка. Конечно, это не панацея, но данный метод наиболее прост и понятен, так что начинать комплексные меры рекомендуется именно с него.

    Сначала стоит осмотреть разъемы, к которым подключены провода – все они должны быть надежно зафиксированы на своих посадочных местах.

    Далее необходимо внимательно осмотреть непосредственно сам датчик кислорода:

  • Наличие сажи. Сажа как правило, возникает либо в случае дефектного нагревателя зонда, либо в случае сгорания обогащенной топливной смеси. Все это засоряет прибор и «тормозит» реакцию лямбда-зонда на состав выхлопа;
  • Блестящие отложения – первый признак чрезмерной концентрации свинца в топливе. В данном случае предстоит замена устройства, так как свинец повреждает сам зонд и каталитический нейтрализатор;
  • Отложения белого или серого цвета также ведут к замене датчика. Причина такой неисправности чаще всего заключается в использовании присадок для топлива или моторного масла.
  • Проверка с помощью приборов. Для того чтобы проверить лямбда-зонд, необходимо приготовить цифровой вольтметр, включенный в режим измерения постоянного напряжения.

    На видео в конце статьи хорошо показано, как проверить лямбда-зонд цифровым вольтметром.

    Для начала стоит прогреть мотор, после чего нужно найти датчик в подкапотном пространстве и внимательно осмотреть его. Если он покрыт обильными отложнениями сажи, свинца или другими подобными веществами, то продолжать проверку нецелесообразно – потребуется замена.

    В противном случае, ищем причину дальше:

    • Нужно убедиться в отсутствии повреждений механического характера у самого зонда и у подходящих к нему проводов.
    • Если все в порядке, следует завести авто, перед этим отключив от колодки кислородный датчик, и присоединив его сигнальный провод к цифровому вольтметру.
    • После этого необходимо увеличить обороты двигателя до 2500 и отпустить педаль акселератора.
    • Далее идет черед вакуумной трубки, которую следует вынуть из топливного регулятора давления.

    Теперь можно определить, исправен ли лямбда-зонд. Для этого надо посмотреть на показания вольтметра – если они находятся на отметке 0,8 В и менее (или вообще отсутствуют), то налицо неисправность устройства.

    После этого следует провести проверку на обедненную смесь, для чего потребуется спровоцировать подсос воздуха, используя вакуумную трубку. Об исправной работе лямбда-зонда свидетельствуют показания вольтметра в пределах 0,2 В или менее. Если все тесты показали отрицательный результат, то замены датчика не избежать.

    Замена лямбда-зонда




    Замена лямбда-зонда выполняется исключительно при холодном двигателе и отключенном зажигании.

    Покупать новый датчик следует с той же маркировкой, что нанесена на старый зонд.

    Замену производят в три этапа:

  • От датчика отсоединяются провода;
  • Гаечным ключем выкручивается старый лямбда-зонд.
  • На его место вкручивается новый.
  • Главное – работать осторожно, чтобы не сорвать резьбу.

    После замены необходимо подключить проводку и проверить корректность работы нового лямбда-зонда.

    Как видно, проверка и замена кислородного датчика не слишком сложна, так что при желании с ней справится любой автолюбитель.

    Как проверить лямбда-зонд вольтметром

    Репост
    Наверх