Как сделать диагностику автомобиля самомуВсе большее количество автолюбителей в ремкомплект включают различные приборы для диагностики своего автомобиля. Это позволяет сэкономить время и деньги на дорогостоящие ремонты, увереннее чувствовать себя за рулем во время дальних путешествий. Особенно важно правильно выбрать тип диагностического устройства, освоить методику компьютерной диагностики и применения ее результатов. Что такое компьютерная диагностика транспортного средстваКомпьютерная диагностика автомобиля предполагает подключение к ТС через определенный интерфейс персонального компьютера и последующее определение неисправного узла. Попробуем по частям рассмотреть предыдущее определение. АвтомобильСовременный автомобиль это не только колеса, кузов, двигатель и другие механические части. С точки зрения электрика – это сложный электронный комплекс оборудования. Если разбить все электрооборудование автомобиля на отдельные элементы, оно включает:
По существу, каждый их этих блоков представляет микрокомпьютер, в котором есть датчики и исполнительные устройства. Например, в блоке управления двигателем есть датчики коленвала, распредвала, расходомер и другие. В качестве исполнительных устройств – инжекторы, регулятор холостого хода и прочие. Управление ведется непосредственно блоком управления конкретного механизма. Все блоки связаны между собой шиной данных, которая осуществляет согласованную работу узлов автомобиля. Каждый из блоков имеет подключение к диагностическому разъему. По нему можно:
ИнтерфейсСобственно это и оборудование для диагностики. Оно включает:
КомпьютерОбычно для самостоятельной диагностики автомобилей используют ноутбуки, планшеты, смартфоны (не следует забывать, что современный телефон это тот же персональный компьютер). В некоторых профессиональных и полупрофессиональных приборах для диагностики интерфейс и компьютер совмещены в отдельный блок. Компьютерная диагностика авто выполняет следующие функции:
Как выбирать приборы для диагностики автомобилей своими рукамиПри выборе приборов для самостоятельной диагностики автомобилей следует руководствоваться следующими соображениями: 1. Маркой автомобиля, который вы хотите обслуживать. Автомобили до 2000-го года выпуска подключаются к OBD-разъему только через переходник, если подключаются вообще. В автомобилях 2000-2005 г.в. возможна неполная диагностика, нет смысла покупать навороченную диагностику. Если вы планируете производить компьютерную диагностику для нескольких автомобилей, следует остановить выбор на универсальном приборе. В сопроводительной документации диагностических устройств обычно указывается, для каких автомобилей они предназначены. Есть одномарочные (обычно дилерские) приборы для диагностики автомобилей. Очень профессиональное, простое в пользовании и недорогое диагностическое устройство автомобилей VAG-группы (AUDI, VW, SEAT, SKODA), в русской версии именуемое «Вася диагност». 2. Уровнем своей компетентности. Нет смысла покупать оборудование для диагностики автомобилей через компьютер, если у вас нет ноутбука. В этом случае можно приобрести адаптер для Android или диагностику со встроенным дисплеем. Также не рационально приобретать профессиональный Launch, если не умеете заниматься перепрошивкой, а то таких бед можно натворить! 3. Решаемыми задачами. Если вы планируете проводить диагностику автомобиля своими руками с помощью смартфона в качестве тестера для определения неисправного узла в процессе эксплуатации, возможно, вам подойдет простенький ELM327 адаптер: Если вы решили регулярно заниматься ремонтом своего и соседских авто, лучше приобрести AUTOCOM. Что нужно для диагностики автомобиля через ноутбук или смартфонПосле того, как вы определились с выбором и приобрели прибор для диагностики автомобилей своими руками, необходимо установить программное обеспечение. Не всегда это просто. Следует четко следовать прилагаемым к устройству инструкциям. Бывает, после неграмотной установки обеспечения, даже деинсталлировав программу и почистив реестры, заново на этот диск она уже «не ляжет». При проведении компьютерной диагностики автомобиля крайне желательно иметь простой мультиметр (тестер). Если диагностика показала на неисправность какого-то узла, не надо сразу спешить покупать новый. Возможно, есть обычный обрыв электропроводки, идущей к нему. Для того, чтобы полностью владеть информацией об автомобиле, необходимо иметь принципиальную электрическую схему. Ее можно найти в руководстве по ремонту и эксплуатации конкретного автомобиля. Также есть компьютерные программы, в которых содержаться такие данные. Наиболее популярные – AUTODATA, TOLERANCE, ELSA. Их также желательно установить на компьютер, если есть определенные знания в электротехнике. Если вы приобрели автосканер для диагностики авто с помощью смартфона на базе Android, также необходима установка программного обеспечения. Для ELM327 это условно бесплатная программа TORQUE. Для других диагностических устройств программы можно скачать на официальных сайтах. Порядок выполнения диагностикиВ-принципе, общий порядок проведения самостоятельной компьютерной диагностики автомобиля с помощью ноутбука или смартфона на Android одинаковый. Есть лишь некоторые технические отличия, связанные с сопряжением устройств. Через ноутбук1. Подключение автомобиля к прибору для диагностикиДиагностический разъем в автомобилях после 2005 г.в. расположен в районе досягаемости водителя в салоне. В 80% случаев это возле его левого колена. Если его там нет, можно посмотреть под рулем, под пепельницей, в районе центральной консоли. Самый надежный способ поиска – «погуглить» в Интернете где он спрятался. Хуже обстоит дело, если у вас автомобиль до 2000-х годов выпуска. Тогда разъем будет, скорее всего, под капотом. Причем он будет не OBD-II. В таком случае придется покупать специальный переходник. Стоит он в районе 1000 рублей. Далее подключаем OBD-кабель к диагностическому устройству. Устройство подключаем через USB-разъем к ноутбуку. 2. Программное соединениеЗагружаем диагностическую программу на ноутбуке. За исключением ELM327, каждое диагностическое устройство имеет собственное программное обеспечение. Но общий принцип работы всех программ един. Их за пару минут может освоить любой школьник, особенно если оно русифицировано. На первом этапе выбирается марка транспортного средства, год выпуска. Для проведения OBD-диагностики двигателя этот пункт можно пропустить. Затем запускается сканирование ошибок. 3. Считывание ошибокВ процессе считывания ошибок, как правило, на диагностическом устройстве будет моргать светодиод. Самый неприятный момент – программа выдала сообщение «Нет связи с автомобилем». Проверьте качество всех кабельных соединений и снова запустите диагностику. Если сообщение выдано вторично, тогда необходимо выполнить контроль напряжения бортовой сети автомобиля, проверить все предохранители, в первую очередь расположенные под капотом. Если соединение прошло успешно, то появляется сообщение о кодах ошибок. Большинство диагностик сразу приводит их расшифровку. Их необходимо сразу переписать на лист бумаги. Ошибки делятся на две категории: действующие и переменные. Переменные это те, которых сейчас нет, но когда-то появлялись, возможно, вы меняли датчик без отключения зажигания или был сбой по питанию. После удаления ошибок переменные ошибки удаляются, остаются только постоянные. Иногда все ошибки удаляются вообще, и автомобиль начинает жить нормальной жизнью. Это часто бывает с ошибками ABS. Но не спешите радоваться. Проедете километров 20 и они снова появятся. Диагностика автомобиля с помощью смартфонаОсновное отличие диагностики на смартфоне – процесс связи с устройством. Она осуществляется через Bluetooth или wi-fi канал. Поэтому необходимо на телефоне открыть этот канал связи, затем включить зажигание и запустить сканирование ошибок. Видео — диагностика автомобиля своими руками с помощью смартфона:
Расшифровка кодов ошибокЭтот процесс обычно не вызывает труда. Если сканер самостоятельно не производит расшифровку, всю необходимую информацию можно найти в сети Интернет. OBD-коды выложены в тысячах первоисточников. Специальные коды можно найти в поисковиках, введя в строке поиска, например, «код ошибки P1107 Citroen Xara 2 2003 2,0 HDI». Можно немного сократить в марке авто, но по двигателю информацию лучше дать полнее. Вы получите много информации по расшифровке кода, она у всех будет одинаковая. А вот информация по методам устранения будет различная и не следует верить всем. В большинстве случаев она будет выложена в различных любительских блогах. Есть профессиональные сайты и форумы автовладельцев, где можно найти полезную информацию по темам как провести диагностику автомобиля самому. Им можно доверять, но лучше лишний раз перепроверять найденную информацию. Устранение ошибокЭто самый сложный этап. Еще раз повторимся: сразу не меняйте устройство, на которое показала ошибка. Еще хуже обстоит дело с ошибками по кузову. Если у вас неисправен, например, задний правый поворот, то диагностика и выдаст «неисправность правого указателя поворотов». Так это и так ясно, и никакое стирание ошибок не заменит вылетевший предохранитель, лампочку или обрыв провода. В первую очередь проверьте предохранители. Лучше проверять не все оптом, а конкретных узлов, на которые показала диагностика. Для этого можно найти схему предохранителей конкретного авто в интернете или в руководстве по эксплуатации. Затем проверьте качество разъемов к конкретному устройству. Впрыскните в них силиконовую смазку, она выталкивает влагу. Лучше всего, по схеме прозвонить, есть ли соединение, например, датчика коленвала с блоком управления двигателем. Опыт показывает, что в половине случаев основная причина неисправностей в электрике «нет контакта там, где он должен быть, и есть, где не должен». Последний этап — проверка характеристик самого датчика. Это можно сделать с помощью мультиметра. Еще лучше с помощью оперативного контроля диагностического устройства. В OBD режиме большинства диагностических устройств такая возможность имеется. Для этого вы заводите автомобиль, переходите к контролю конкретного узла, например, датчика температуры двигателя. Там появится график или показания температуры. При прогревании двигателя температура должна ползти вверх. Если после всех проведенных процедур, все указывает на неисправность этого узла, приступаете к его замене. После замены обязательно необходимо вновь удалить ошибки. После замены некоторых узлов требуется выполнение процедур привязки или позиционирования. Например, для регулятора положения дроссельной заслонки. Более дорогие диагностические устройства это делают. Необходимо перейти в этот режим и в точности следовать всем инструкциям программы. Дополнительные рекомендации
Видео — как провести диагностику автомобиля ВАЗ с помощью ноутбука и адаптера VAG KKL 409.1:
|