Hitmind.ru » Ремонт

Выбираем сканер для самостоятельной диагностики автомобилей любой марки

Выбираем сканер для самостоятельной диагностики автомобилей любой марки с фото

Ремонт любого автомобиля – дорогая работа. Для проведения кузовных и  механических работ требуется специальный инструмент, помещение, организация доступа к узлам и механизмам. В то же время некоторые работы по ремонту автолюбитель может произвести самостоятельно: замену отдельных узлов, механизмов, датчиков, реле, предохранителей, ламп освещения и так далее.


Необходимо только иметь сведения, какие из элементов транспортного средства требуют замены и где искать неисправность. Такие данные можно получить используя сканер для диагностики автомобилей.

Системы самодиагностики

Вплоть до конца 60-х годов электрическое оснащение автотранспортных средств относилось к системам старта, зарядки аккумулятора, зажигания, сигналам предупреждения и световым устройствам.

При отказе какой-нибудь из систем проверка и выявление неисправного узла производилась с помощью обычного тестера (устройства для измерения напряжений, токов и сопротивлений). В настоящее время мультиметр (цифровой тестер) также является одним из основных средств контроля любого электрика.

В середине 60-х годов VolksWagen освоил производство первых автомобилей с электронным блоком управления подачей топлива «Elefant». По праву его можно назвать прародителем современных систем управления автомобилем.

В конце 70-х разработчики электронных систем управления (двигателем, трансмиссией, тормозной системой и др.) начали разрабатывать программно-схемотехнические решения, которые могли самостоятельно диагностировать неисправность элементов систем. Легковые автомобили начали оснащаться такими системами самодиагностики уже с начала 80-х.

Принцип работы с системой самодиагностики прост. Имеется диагностический разъем с множеством контактов. Согласно руководству по ремонту и эксплуатации автомобиля замыкаются определенные контакты разъема, если необходимо вставляется пробник, затем считываются и расшифровываются коды самодиагностики.

Например, для большинства автомобилей Ford используется разъем треугольной формы, как показано на рисунке 1.


Согласно инструкции необходимо подключить положительный контакт светодиодного пробника к + аккумуляторной батареи, отрицательный – к контакту 17 диагностического разъема. Далее закоротить контакты 40 и 48. Включить зажигание. Светодиодный пробник начнет моргать пакетами импульсов.




По количеству морганий пробника считывается код, который затем расшифровывается с помощью прилагаемой таблицы. Светодиодный пробник можно изготовить самостоятельно, последовательно соединив маломощный светодиод и резистор номиналом 500-2000 Ом.

Для различных марок автомобилей применяются различные диагностические разъемы, например для Hyundai применяется 12-ти пиновый разъем. Для проведения диагностики пробник подключается к 1 и 12 контактам.




Надо отметить, что и многие современные автомобили имеют возможность самодиагностики. Как правило, производители не афишируют такие опции. Но если хорошо поискать в сети, можно найти комбинацию включения-выключения различных органов управления автомобиля, которые запускают процесс самодиагностики.

Так, чтобы считать диагностические коды автомобилей Crysler, необходимо три раза выключить-включить зажигание. Коды диагностики затем будут последовательно демонстрироваться на цифровой панели одометра.

С широким внедрением персональных компьютеров для автоматизации процесса диагностики стали использовать различные протоколы и интерфейсы, с помощью которых автомобиль подключался посредством кабеля к персональному компьютеру, загружалась определенная программа, и производилось считывание и расшифровка ошибок. Пришел век компьютерной диагностики.

Используемые для диагностики протоколы обмена информацией

В 1980 году фирма General Motors первой попыталась ввести универсальный протокол (систему обмена информацией автомобиль-компьютер + интерфейс) диагностики автомобилей с интерфейсом Assembly Line Diagnostic Link или ALDL. В 1986 году протокол несколько усовершенствовали, увеличив скорость передачи информации.

В 1991 году в Калифорнии вступил в действие регламент, который обязывал производителей при продаже автомобилей на территории штата следовать протоколу OBD-I (On-Board Diagnostic). Этим протоколом не регламентировалось место установки диагностического разъема и его вид.

С 1996 года действие обновленного протокола OBD-II распространялось на всю территорию Соединенных Штатов Америки. С 2000 года протокол стал обязательным для всех бензиновых автомобилей, проданных в Европе, с 2004 года – для дизельных.

Одновременно введены стандарты для шины обмена данными Controller Area Network.

Кроме общего протокола обмена данными стандарт OBD-II предполагает единый 16-пиновый разъем с расположением в зоне досягаемости водителя (считается не далее 1 метра от рулевой колонки). Четкое место расположения не регламентируется.

Какой сканер выбрать для диагностики автомобилей

Условно все диагностические сканеры можно разделить:

  • по области применения на: профессиональные, полупрофессиональные, любительские;
  • по диагностируемым автомобилям: мультимарочные, одномарочные и дилерские;
  • по интерфейсу связи: кабельные, bluetooth, wi-fi;
  • по платформе программного обеспечения: Windows, Android, iOS, универсальные;
  • по отображению информации: с собственным дисплеем, использованием внешнего устройства отображения информации (телефон, планшет, ноутбук).

Стоимость профессионального автосканера для диагностики автомобилей начинается от 60.000 рублей. Если вы не занимаетесь ремонтом авто профессионально, то нет необходимости покупки таких устройств.

Профессиональная диагностика позволяет не только проводить диагностирование всех узлов автотранспортных средств, но и прошивать электронные блоки (менять программное обеспечение с целью обновления, сброса отдельных функций, привязки ключей, уменьшения потребления топлива и др.)

Наиболее известные марки профессиональных диагностических устройств – KTS, Launch. Сейчас на китайском рынке есть вполне удачные версии полупрофессионального Launch light.

К полупрофессиональным сканерам для диагностики автомобилей можно отнести недорогие средства, обладающие функциями профессиональных устройств. К ним можно отнести одномарочные диагностические приставки VSDS (русская версия – Вася Диагност), LEXIA, PLANET и другие.

Непрофессиональные диагностические устройства, как правило, мультимарочные. Действительно, зачем автолюбителю покупать сканер для диагностики определенной марки автомобиля, если, конечно, он не приверженец определенной модели. Такие диагностические устройства стоят от 300 до 6000 рублей.

Некоторые автосканеры могут иметь собственный дисплей.

Большинство недорогих сканеров представляют интерфейс сопряжения персонального компьютера или устройства Android с бортовым протоколом OBD-II. В этом случае на компьютер или планшет (телефон) загружается программное обеспечение, подключается автосканер и производится компьютерная диагностика автомобиля.

Результаты диагностики выдаются в виде OBD или специальных (для конкретной марки авто) кодов. Расшифровку кодов в большинстве случаев производит диагностическая программа, часто на русском языке. Некоторые коды неисправностей не всегда могут быть автоматически расшифрованы. В этом случае помогает поиск в интернете.

Перейдем к описанию наиболее популярных моделей диагностических устройств.

AUTOCOM  (DELPHI) CDP+

Один из наиболее популярных в настоящее время мультимарочных сканеров для диагностики автомобилей, не требующих профессиональных навыков. На китайских сайтах можно найти автосканер стоимостью от 35 долларов. Позволяет производить диагностику всех узлов легковых и грузовых автомобилей.




В комплект поставки входит непосредственно диагностическая приставка, USB-шнур, OBD-II интерфейс, диск с программным обеспечением.

Но если установка закончилась удачно, то после первого запуска программного обеспечения в составе с диагностическим сканером с подключенным кабелем OBD-II к автомобилю, происходит обновление прошивки диагностического устройства.

После этого можно переходить в режим выбора марки автомобиля, года выпуска, режима диагностики. Для автомобилей после 2000 года выпуска европейских марок диагностируются все блоки: блок управления двигателем, тормозная система, подушки безопасности, иммобилайзер, приборная панель, многофункциональный блок.

Имеется возможность пропустить сканирование определенного узла, убрав с него метку. По окончании диагностирования можно просмотреть ошибки. Возможны ошибки двух видов: действующая (отмечается, как постоянная) и записанная в память недействующая (переменная).

Видео — мультимарочный сканер Delphi DS150E(Autocom CDP+):

После проведения диагностирования лучше выписать все ошибки с их расшифровкой (она в программе AUTOCOM на русском языке). Далее необходимо перейти в режим удаления (стирания) ошибок. Постоянные (действующие) ошибки остаются после стирания. Их необходимо устранять, используя технические средства, запасные части и электрические схемы. Иногда в описании ошибки есть подсказки типа «короткое замыкание» или «разрыв цепи». Это немного упрощает поиск неисправности.

Следует помнить, что компьютерная диагностика – не метод, а средство ремонта автомобиля. То есть, в лучшем случае, диагностическое устройство укажет на неисправный датчик или другое неисправное устройство, в худшем – покажет, что не работает, например, правый передний стеклоподъемник (это и так понятно).

Конкретное место обрыва цепи или 100%-ю вероятность отказа какого-либо устройства или датчика диагностика не даст, необходимо измерение параметров устройств с помощью физических приборов (мультиметра, осциллографа).  Поэтому после проведения диагностики не следует торопиться с заменой неисправного узла.

В крайнем случае, можно «подбросить» заведомо исправное устройство с другого аналогичного автомобиля или разборки и вновь произвести диагностику. В лучшем случае – самостоятельно измерить параметры подозреваемого на неисправность устройства.

Видео — пример использования автосканера:

Для этого следует воспользоваться специальными программными средствами и базами данных типа AUTODATA. Иногда она записывается на поставляемый вместе со сканером диск.

Программа AUTOCOM позволяет производить специальные операции по адаптации определенных узлов, удалению интервалов сервисного обслуживания. Перед использованием этих профессиональных опций следует внимательно изучить последовательность проведения операций, которая также описана в программе.

Дополнительно к автосканеру AUTOCOM можно приобрести комплект переходников к диагностическим разъемам более старых автомобилей и комплект переходником к грузовым автомобилям. Стоят они в пределах 3000 рублей (для восьми переходников).  Позволяют производить подключение автомобилей до 90-х годов выпуска.




Диагностический сканер AUTOCOM – удобное, информативное, качественное устройство в помощь автолюбителю. И не только. Многие студенты подрабатывают на компьютерной диагностике автомобилей, приобретя простейший AUTOCOM. «Отбивает» автосканер уже через пару недель.

ELM 327 адаптеры

Наиболее применяемые среди автолюбителей простейшие автосканеры – ELM 327 адаптеры. Их стоимость находится в пределах от 500 до 2000 рублей. Наиболее старые и одновременно надежные версии адаптеров имели связь с ноутбуком по кабелю USB.




С помощью программного обеспечения типа ScanMaster позволяют измерять многие параметры двигателя в режиме реального времени, обнаруживать ошибки двигателя в OBD-II режиме.




Есть версии программы на русском языке. Сведений об ошибках, получаемых с помощью сканеров ELM 327, вполне хватает для поиска неисправностей и проведения ремонта большинства европейских и американских автомобилей выпуска после 2000 года.

Сейчас популярна версия Bluetooth ELM 327 адаптера на платформе Android. Одна из таких версий приведена на рисунке




Такой автосканер рассчитан на применение с Android-приложением Torque, которое позволяет измерять основные параметры двигателя и диагностировать его OBD-II ошибки. Приложение бесплатно распространяется в Google Play.




Программное обеспечение имеет удобный графический интерфейс, работать с ним просто и удобно.

Видео — тест сканера ELM327 OBD2 для компьютерной диагностики автомобилей (приложение Torque Pro):

Автосканеры с дисплеем

На рынке оборудования для диагностики автомобилей постоянно появляются новые недорогие сканирующие устройства со встроенным дисплеем. Их основное преимущество – отсутствие лишних операций сопряжения сканера с компьютером либо планшетом.

Подключил к OBD-разъему – и производи диагностику. По своим характеристикам они аналогичны OBD-II ELM327 сканерам, то есть позволяют производить только сканирование двигателя. Одно из устройств приведено на рисунке:




Оборудование LAUNCH

В последнее время на европейском рынке появилось недорогое полупрофессиональное оборудование Launch. В настоящее время на рынке представлены две полупрофессиональные модели: Launch EasyDiag Plus и LAUNCH CREADER VI  RUS.

Launch EasyDiag Plus позволяет сканировать ошибки двигателя для автомобилей после 2000 года в OBD-режиме. Кроме того, в комплект поставки входит расширенное программное обеспечение для двух автомобилей, которое дает возможность профессионального чтения ошибок всех узлов автомобилей, выбранных при покупке, выполнения специальных операций.

Такой диагностический автосканер совместим с операционной системой Android. Данное диагностическое устройство имеет возможность расширения профессиональных возможностей сканера путем обновления и добавления прошивок для конкретных марок автомобилей. Это можно производить самостоятельно, пользуясь сервисом официальных сайтов, но за каждую добавленную модель автомобиля необходимо производить абонентскую плату, и довольно большую.




Launch Creader VI RUS – OBD-II сканер двигателя автомобиля с цветным дисплеем. Выполняет стандартные функции определения кодов ошибок двигателя, чтение мгновенной информации датчиков автомобиля.




Launch – признанный лидер качества диагностических устройств.

Пошаговая инструкция по самостоятельной диагностике с помощью сканера и устранению неисправностей

Наиболее частый случай, когда автолюбитель использует автосканер как диагностическое устройство, — индикация лампочки «CHECK ENGINE», т.е. появление на приборной панели информации об ошибке двигателя.

Лучше всего начать ремонт на холодном двигателе в светлое время суток. Итак, по пунктам:

Шаг 1. Производим поиск диагностического разъема OBD-II

Это касается автомобилей после 2000 годов выпуска. Если автомобиль постарше, разъем может быть иной формы, придется воспользоваться переходником, если он имеется.

Видео — как работает сканер для самостоятельной диагностики автомобилей любой марки:

Сведение о расположении диагностического разъема можно найти в интернете. В большинстве современных авто – в области левого колена водителя. Подсоединяем диагностический сканер в гнездо разъема. Соединяем сканер с компьютером (планшетом, телефоном) программно и технически.

Шаг 2. Запускаем программу диагностики ошибок

После появления списка ошибок (обычно он идет вместе с расшифровкой кода) переписываем коды вместе с расшифровкой в блокнот.

Зачем? После удаления ошибок в процессе диагностики часть ошибок может стереться, но в процессе езды снова появиться. Так часто происходит с ошибками датчиков ABS. Поэтому необходимо сразу с этими ошибками разобраться, чтобы не возвращаться к ним снова.

Часть ошибок может быть помечено, как неизвестные. В этом случае проще порыться в интернете по запросам «код ошибки + марка диагностируемого автомобиля». Наверняка, информация найдется.

Есть еще вариант – двигатель не хочет диагностироваться. Обычно это свидетельствует о том, что на блок управления двигателем не подается питающее напряжение. Возможные причины:

  • неисправность электропроводки к блоку управления двигателем;
  • перегорание предохранителей цепей управления двигателем;
  • неисправность главного реле (часто встречается во французских авто).

Сам блок управления двигателем перегорает в автомобилях в последнюю очередь, хотя и такие случаи бывают.

Довольно часто встречающийся случай – автомобиль диагностируется «невпопад», то есть при каждом новом диагностировании появляются новые ошибки. Наиболее вероятная причина – плохая масса автомобиля. Необходимо проверить цепи минус аккумулятора -кузов — двигатель.

Шаг 3. Определяем неисправный элемент

После расшифровки ошибок переходим к определению возможного места либо узла неисправности. Не следует сразу менять узел, на неисправность которого показала диагностика.

Практика показывает, что более чем в половине случаев причина неисправности – «нет контакта там, где он должен быть или есть контакт, где не должен». Говоря техническим языком, обрыв или короткое замыкание.

Если нет навыков контроля исправности датчиков или других элементов схемы, все равно надо отсоединить разъем от него, посмотреть на контакты, поджать их на всякий случай.

Очень хороший вариант – «подбросить» на место подозреваемого узла заведомо исправный. В таком случае на 100% можно определиться, в нем ли дело. Поскольку, если купить новый узел и установить его в авто, никто уже назад из продавцов его не примет.

Шаг 4. Производим замену неисправного элемента схемы, стирание (удаление) ошибок

После этого запускаем двигатель. Лучше совершить контрольную поездку.

Шаг 5. Выполняем повторную диагностику

Убеждаемся в том, что ошибка не появилась снова. Лучше сделать такую диагностику еще через несколько дней.

Какой лучше купить

Несколько советов тем, кто решил приобрести сканер для диагностики автомобиля:

  • если вы не планируете использовать автосканер в профессиональной деятельности, то не покупайте дорогое устройство;
  • лучше купить мультимарочный диагностический сканер, даже простой ELM327, он пригодится для любого автомобиля;
  • если у вас дорогой автомобиль или в пользовании находится несколько машин, при этом обладаете ноутбуком или нетбуком, то лучше купить AUTOCOM (Delphi) CDP+.

Видео — выбор сканера для диагностики (советы начинающим):

Репост
Наверх