Hitmind.ru » Запчасти, детали

Устройство тормозов в автомобилях лада семейства 2101-07

Устройство тормозов в автомобилях лада семейства 2101-07 с фото

Тормозная система (ТС) любого транспортного средства предназначается для управления скоростью движения, остановки и удержания его в неподвижном состоянии на необходимый промежуток времени.

Она является одной из наиболее важных систем управления автомобилем, так как безопасность дорожного движения функционально зависит от степени исправности и эффективности тормозной системы.

Система торможения современных автомобилей

Общая схема торможения на современных автомобилях предполагает наличие трех основных видов:

  • рабочей;
  • запасной;
  • стояночной.
  • Рабочая ТС выполняет функции уменьшения скорости автомобиля или его остановки.

    Запасная ТС предназначена для профилактики неисправности или отказа рабочей системы.

    Стояночная ТС выполняет функции удержания автомобиля в неподвижном состоянии в особых условиях и в режиме парковки. В ВАЗ-2107 реализованы в «чистом» виде рабочая и стояночная ТС.


    В современном автомобиле торможение может осуществляться не только самой ТС, но и двигателем, электрическим или гидравлическим тормозом трансмиссии. Кроме того, часто реализуются дополнительные системы (или устройства), которые увеличивают продуктивность тормозящих функций:

    • антиблокировочная система (пресловутая ABS);
    • система электрораспределения тормозного усилия ( или EBD);
    • система электростабилизации ( ESP) и пр.

    Описанные устройства и системы приводят к значительному удорожанию транспортного средства, и схема тормозной системы ВАЗ-2107 их не предусматривает.

    Однако отечественные автомобили в последнее время стали предусматривать подобные возможности.

    Общее устройство рабочей ТС

    Принципиальная схема ТС включает следующие элементы:

  • тормозной механизм;
  • тормозной привод.
  • Тормозной механизм реализует функцию торможения – достижения момента, который необходим для уменьшения скорости движения или остановки.

    На ВАЗ-2107 установлены классический вариант фрикционных механизмов, основанных на силе трения.




    Их конструкция может быть представлена следующими двумя вариантами:

    • дисковыми (работа механизма на сжимание);
    • барабанными (работа механизма на разжимание).



    В ВАЗ-2107 дисковый механизм применяется на передних колесах, а барабанный – на задних.

    Тормозной привод нужен для управления тормозными механизмами. Выделяют механический, пневматический, гидравлический, электрический и комбинированные принципы действия приводов. В ВАЗ-2107 применяется самый распространенный – гидравлический – принцип, основанный на действии тормозной жидкости (специальной маслянистой субстанции).

    Схема гидравлического привода включает в себя:

  • педаль тормоза (для управления гидроприводом);
  • вакуумный усилитель (для создания дополнительного усилия при нажатии на педаль);
  • главный тормозной цилиндр с расширительным бачком (для обеспечения роста или снижения давления жидкости в двухконтурной системе, а также для пополнения жидкости);
  • колесные (или рабочие) цилиндры (для доведения управляющих функций педали до тормозного механизма);
  • регулятор давления задних тормозов (для корректировки тормозного усилия при увеличении массы автомобиля);
  • трубопроводы и шланги (для размещения и перемещения тормозной жидкости по системе).
  • Реализация тормозных функций в ВАЗ-2107 (как и в родственных моделях – седанах 2101, 2103, 2105, 2106 и универсалах 2102, 2104) предусматривает использование двух параллельных независимых контуров гидропривода. В случае неисправности одного контура, тормозные функции перераспределяются на второй.

    Принцип работы гидравлической рабочей ТС

    Схема функционирования тормозной системы ВАЗ-2107 типична. Нажатие на педаль тормоза (при посредничестве вакуумного усилителя) ведет к перемещению поршня в главном цилиндре, что создает давление жидкости и заставляет ее по трубопроводам перемещаться к тормозным механизмам колес.

    Под воздействием давления жидкости поршни цилиндров способствуют перемещению тормозных колодок передних колес к дискам, а задних – к барабанам. Итогом перемещения колодок становится их контакт с дисками и барабанами и замедление движения последних. Сила трения тормозящих колес с поверхностью проезжей части приводит к общему замедлению движения транспортного средства.




    Схема прекращения торможения предполагает ослабление нажатия на педаль тормоза и перемещения жидкости назад — в главный цилиндр. Это означает падение давления жидкости в системе и потерю контакта колодок с барабанами и дисками, то есть прекращение торможения.

    Этот же принцип лежит в основе процесса торможения на «классических моделях ВАЗ (с 2002 по 2106). Единственное исключение, которое имеет схема системы ВАЗ-2101, — это отсутствие вакуумного усилителя.

    Абсолютные неисправности ТС

    В процессе эксплуатации тормозящие функции системы ухудшаются. Это связано с износом узлов, агрегатов и деталей, для которых требуется ремонт. Некоторые неисправности ТС предусмотрены специальным «Перечнем…», и с ними запрещается движение.

    Неэффективность рабочей ТС

    Наиболее распространенная неисправность тормозной системы (в том числе и ВАЗ-2107) – это неэффективность, которая диагностируется двумя основными параметрами (при осуществлении специализированного инструментального исследования):

    • увеличением тормозного пути;
    • ростом установившегося замедления при торможении.



    Подобные неисправности можно определить и «на глаз». После движения на легковом автомобиле по сухой дороге со скоростью 40 км/ч при осуществлении торможения автомобиль проходит расстояние, превышающее 12,2 м. В этом случае, согласно пункту 2.3.1 ПДД, использование транспортного средства запрещается (даже до места стоянки или ремонта).

    Указанная неисправность может быть обусловлена:

  • наличием воздуха в системе;
  • утечкой жидкости из системы;
  • изношенностью колодок;
  • выходом из строя главного или колесных цилиндров.
  • Иными словами, мониторингу должна быть подвержена практически вся ТС. Ремонт (замена) узлов и агрегатов потребует прокачки системы для удаления из нее воздуха.

    Негерметичность рабочей ТС

    В ходе работы ТС узлы, агрегаты и детали подвергаются износу, что приводит к разгерметизации системы и утеканию тормозной жидкости. Чаще всего это происходит в тормозных шлангах или колесных цилиндрах. Ремонт неисправности осуществляется путем мониторинга течи и замены поврежденных элементов.


    Негерметичность системы тоже исключает возможность эксплуатации автомобиля (согласно пункту 2.3.1 ПДД).

    Неэффективность стояночной ТС

    Данный дефект — самый распространенный, когда автомобиль осуществляет непроизвольное движение даже при зафиксированном «ручнике». Это обусловлено износом колодок, дисков или барабанов, а также вытягиванием тросовых элементов.

    Согласно требованиям «Перечня…», стояночная ТС должна обеспечивать неподвижное состояние легкового автомобиля:

    • на уклоне до 16% при полной нагрузке;
    • на уклоне 23% в снаряженном состоянии.

    В том случае, когда данные требования не выполняются, двигаться на автомобиле можно только до места стоянки или ремонта.
    Ремонт неисправности обеспечивается регулировкой натяжения троса специальной гайкой или заменой изношенных деталей.

    Относительные неисправности ТС

    Данный перечень неисправностей не относится к абсолютным (или категориальным). Их наличие связано с удобством (или неудобством) движения на автомобиле.

    Увеличенный ход педали гидропривода (как вариант — «мягкая» педаль)

    Причины «проваливания» педали обуславливается присутствием воздуха в системе; предельной изношенностью тормозных колодок; отказом в работе главного или колесных цилиндров. Схема действий при ликвидации технических проблем включает в себя проверку и ремонт всех узлов и агрегатов системы; а при необходимости — замену вышедших из строя и прокачку системы.

    Смещение в сторону траектории движения автомобиля при торможении




    Неисправность обусловлена либо отказом в работе рабочего (колесного) цилиндра, либо износом колодок. Их замена (или ремонт) позволит решить возникшую проблему.

    Повышенный шумовой фон, трение (скрежет) в тормозном механизме

    Недостатки локализуются, в основном, в задних механизмах и определяются загрязнением механизма, критическим износом колодок, поломкой пружинных элементов, неравномерным износом дисков или барабанов. Ремонт неисправностей связан с промывкой и заменой деталей механизма.

    Вибрация при торможении

    Это достаточно распространенная неисправность, которая связана исключительно с критическим или неравномерным износом дисков или барабанов, и ремонт будет заключаться в их замене.

    Подведем итог

    Тормозная система ВАЗ-2107, как и любого другого автомобиля, является важным компонентом целостной системы управления транспортным средством, обеспечивающим безопасность движения.

    Диагностика и своевременный ремонт ТС – это жизненно важная необходимость.

    Репост
    Наверх