Hitmind.ru » Закон

Штраф за тонировку стекол в 2017 году

Штраф за тонировку стекол в 2017 году с фото

Многочисленные изменения в законодательстве о дорожном движении вызывают много споров и разногласий среди автолюбителей и штраф за тонировку – едва ли не главная тема обсуждений. Особенно актуальной эта тема стала в конце 2016 года, когда были внесены законодательные инициативы об ужесточении наказания за несоблюдение требований к светопропусканию.

С 1 января 2017 года ясности в вопросе о том, какими будут новые штрафы за нарушения правил эксплуатации автомобиля в части нарушения требований к обзорности (а именно к этому разделу относятся критерии допустимого уровня тонировки) так и не наступило. Более того, ещё большие споры вызывают количественные критерии ухудшения обзорности в части светопропускания.

На сегодняшний день размер штрафа за тонировку составляет 500 рублей (статья 12.5 часть 3.1 КоАП РФ). Снятие номеров за тонировку не по ГОСТу отменено. Полная таблица штрафов по  ссылке.

Какими же законодательными актами регулируются вопросы тонировки автомобилей на сегодняшний день? Каковы допустимые количественные показатели затемнения стёкол, в чём заключается ответственность за их нарушение и можно ли штрафов избежать? Ответы на эти вопросы могут быть полезными для широкого круга автовладельцев.

Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу


История с законодательными актами, на основе которых представители ГИБДД выносят решения о допустимости тонировки и штрафах за их нарушения, загадочна и удивительна. Вплоть до настоящего времени в Приложении к Правилам дорожного движения упоминается ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта» ( ПДД, Приложение к Основным Положениям, п.7.3). В п. 2.2.4 записано, что «…светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол – не менее 70%».

И хотя по всем официальным источникам действие этого стандарта (продержавшегося с 1988 до 1 января 2015 года) утратило силу, на практике инспекторы ГИБДД за неимением ссылки в ПДД на другой документ руководствуются именно такими цифрами. В чём же здесь причина несоответствий и возникающих на этой почве разногласий?

Даже у нового автомобильного прозрачного стекла светопропускание в идеальном варианте составляет не более 90% (а фактически не превышает 85–87%). Лучшие атермальные тонировочные плёнки дают не более 80–82% светопропускной способности. Таким образом, итоговое светопропускание в лучшем случае составит 70–72%, и никак не дотягивает до 75%, регламентированных ГОСТом 5727-88.

В то же время атермальная тонировка стёкол (в том числе и лобовых с показателем светопропускной способности менее 75%) стала активно использоваться производителями автомобилей и массово запрещать эксплуатацию новых машин по этому признаку в Правительстве, видимо, не решились. А чтобы снять возникшую проблему, с 01.01.2015 г. был введен в действие новый ГОСТ 32565-2013, в котором установлено единое пороговое значение светопропускной способности – 70% (п. 5.1.2.5).

Мало того, этот же порог указан в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение 8, п.4.3), введенном в действие и обязательном к применению также с 01.01.2015. При этом не допускается зеркальная тонировка, а ограничений на тонировку задних стёкол не накладывается.

Таким образом, возникло противоречие между нормативами светопропускной способности, указанными в ПДД (ссылкой на отмененный ГОСТ) и новыми нормативами. Правда, Верховный суд России при рассмотрении дела № АКПИ15-382 от 2 июля 2015 года (посвященного рассмотрению именно этих нюансов) установил, что Главным управлением ГИБДД было разослано соответствующее пояснение главным инспекторам субъектов РФ (письмо № 13/7-4126 от 22 июня 2015 г).

Но в этом письме, содержалась фраза о том, что старый ГОСТ отменяется «в части, разрешающей применять тонированные стёкла». Впоследствии именно эта фраза и сыграла злую шутку с истцами в судебных разбирательствах по штрафам за тонировку.

Размер штрафа за тонировку стёкол автомобиля

Статья КоАП Нарушение Наказание

12.5 часть 3.1

Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств административный штраф в размере пятисот рублей

До 2015 года размер первого штрафа за тонировку не соответствующую требованиям ПДД (по сути, ГОСТ 5727-88) составлял 500 руб. и 1000 руб. за повторное нарушение. С введением нового ГОСТа и Технического регламента в 2015 году эта сумма не изменилась, но уже в 2016 году в Госдуму была внесена законодательная инициатива об ужесточении наказания за нарушение требований нормативных документов:

  • первый штраф предлагалось повысить в 3 раза – до 1500 руб.;
  • повторное нарушение – штраф 5000 руб.;
  • при троекратном нарушении – лишение права на управление транспортным средством на срок от двух до шести месяцев.

Правда, к середине 2016 года пункт о лишении права на управление был изъят из законопроекта и в профильный комитет Думы попал документ, содержащий только первые два пункта. В ноябре того же года этот законопроект был комитетом одобрен, но новый закон пока не поступал даже на первое чтение.

Таким образом, по состоянию на 1 января 2017 года штраф ГИБДД за тонировку остался прежним – 500 рублей.

Отдельно следует отметить, что в том случае, если штраф за тонировку не оплачивается в течение 70 дней с момента наложения, водитель может быть привлечен к ответственности:

  • Штраф в размере 1000 рублей;
  • Обязательные общественные работы на срок до 50 часов;
  • Административный арест на срок до 15 суток.
  • Однако при оплате штрафа в срок до 20 суток с момента вынесения Постановления об админнарушении его сумма уменьшается вдвое. Подробнее об этом читайте в нашем материале:  Скидка 50% на оплату штрафов ГИБДД.

    Основания для наложения штрафов за тонировку




    Что же реально происходит с затонированными автомобилями на дорогах, и на каком основании выписывают штрафы за тонировку? Для ответа на этот вопрос достаточно открыть соответствующий раздел официального сайта ГИБДД. Буквально каждую неделю в субъектах РФ проводятся рейды по борьбе с нарушениями требований к светопропускной способности стекол (проще говоря, с тонировкой).

    При этом там же часто прямо указываются требуемые сотрудниками ГИБДД нормативы:

    • не менее 70% светопропускание передних боковых стёкол;
    • не менее 75% – ветрового стекла, что, вроде бы, противоречит действующему Техническому регламенту (там по лобовому стеклу не менее 70%).

    Некоторые водители пробовали в судах оспорить применение устаревшего норматива к тонировке лобового стекла. Однако при рассмотрении дел суды делают упор на то, что устаревший ГОСТ 5727-88, упоминаемый в Правилах дорожного движения отменяется лишь «в части, разрешающей применять тонированные стёкла» (упоминавшееся выше письмо Главного управления ГИБДД). Надо так понимать, что в части запрещающей «применять тонированные стёкла» устаревший ГОСТ не отменен?

    Подобную же казуистику можно встретить и при обжаловании в суде условий проведения измерений и их точности. Так, при оценке светопропускной способности температура, давление и влажность окружающей среды в соответствии с ГОСТ Р 8.831– 2013 (введен в действие, как и Техрегламент с 01.01.2015) должны находиться в строго определённом диапазоне. Кроме того в соответствии с тем же ГОСТом, области измерений определяются довольно сложным образом, а результаты замеров – как среднеарифметическое трёх измерений в одной точке.

    Суды же, принимая сторону ГИБДД, трактуют положения ГОСТа применимыми лишь к новой заводской продукции, как будто для стекол подержанных автомобилей действуют другие законы физики.

    Как избежать штрафа за тонировку стекол?




    Справедливости ради необходимо отметить, что автомобилей с нарушением всех мыслимых порогов затемнения салона на дорогах России реально много. И это действительно опасно для участников дорожного движения, особенно по ночам. Да и судебные разбирательства по поводу, в общем-то, справедливых штрафов за тонировку, в основном посвящены случаям, в которых реальное светопропускание не дотягивает и до 15%.

    Можно, конечно, давать советы как поймать инспектора ГИБДД на нарушении процедуры или несоблюдении условий измерений при глубокой тонировке лобового стекла. Но, следует иметь в виду два момента:

  • На практике суды занимают сторону ГИБДД;
  • Нет гарантий, что представитель ГИБДД не окажется «упёртым», если всё же суд станет на сторону водителя, и не потребует проведения повторной экспертизы (уже по всем правилам) действительно глубоко тонированного стекла.
  • Другое дело, когда автовладелец выполнил (и инструментально проверил перед выездом на дорогу) требования действующих нормативных документов по светопропусканию. Тогда, чтобы избежать штрафа за тонировку, в случае проверки необходимо:

    • Детально описать (желательно с занесением в протокол и понятыми) условия окружающей среды и чем они были измерены (либо отсутствие измерений);
    • Методику измерений светопропускания стекол;
    • Описать прибор, наличие у него пломбы и поверочного сертификата.

    В этом случае всё будет определяться именно точностью показаний (отличающейся на несколько процентов, а не в разы) и даже при условии предвзятости суда первой инстанции можно с уверенностью продолжать добиваться отмены штрафа за тонировку. Срок обжалования Постановления об административном правонарушении составляет 10 суток с момента вынесения решения суда.

    Видео: перспективы увеличения штрафов за чрезмерную тонировку

    Репост
    Наверх