Психотипы водителей автомобилейАварийная ситуация – это своего рода пси-тест для водителя автомобиля. Причём независимо от тяжести последствий. Пусть вся соль «трагедии» лишь в смятом крыле «шестёрки». Но какая сюита эмоций будет звучать вокруг этого крыла. Какой мимической партитурой «украсят» его разные участники ДТП. Кто-то оглушит окрестности истеричным визгом, кто-то деловито начнёт подсчитывать ущерб, а кто-то схватится за сердце, молча осев на обочину. Почему такой резкий контраст «температур»? Такая какофония умозрительных ракурсов? В чём дело? В уровне интеллекта? В степени воспитанности? Или в «жирном» оттиске социальной печати? Психологи считают, что главная причина всё же не в этом. Виной всему психотипология участников дорожного движения. Каждый из них по воле рока относится к тому или иному психологическому типу. Он-то во многом и определяет модель их поведения на дороге. А дворянская грамота чьего-то прадедушки тут совершенно не при чём. Психотип прячется в особенностях характера. С этим сложно бороться, но это надо учитывать. Итак, какими же бывают эти психотипы и как они проявляют себя на лакмусовом полотне дороги? От кого из них следует держаться подальше, а кому протянуть руку помощи? И вообще, какую тактику поведения лучше выбрать, попав в аварию? Об этом и пойдёт речь в данной статье. Видео — какие типы водителей автомобилей встречаются на дороге:
ЭпилептоидЭпилептоид – некий аналог педанта. Его главная черта – пунктуальность. Он склонен слепо следовать загодя составленному сценарию. На трассе эпилептоид такой же аккуратист, как и везде. 80 километров в час – его предельная скорость. Беликовское «как бы чего не вышло» не вытравить из него никаким лазером. И пусть погода прекрасная, а трасса скоростная – через планку 80 он не перепрыгнет. Водители устраивают ему сигнальную обструкцию, потому как он щепкой телепается на пути общего потока. Но эпилептоида не просто сбить с заданной программы, что чревато созданием аварийных ситуаций. Ведь он не только не прибавит газу, но и не сбросит его, чтобы «дать лыжню» обгоняющему водителю. ХолерикНа другом полюсе психотипологии стоит такой неуравновешенный тип, как холерик. Он горяч, импульсивен, не терпелив. А потому… ну, какой холерик не любит быстрой езды? Любая маячащая впереди машина для него как личное оскорбление. При обгоне действует резко, азартно, рискованно, но ловко сманеврирует в сложной ситуации. Без причины старается не создавать помех и не противоречить тенденциям авто-потока. То есть держится в рамках дорожного этикета. При случае выпустит пар на неуклюжего «чайника», но быстро успокоится. Большинство водителей относятся к холерику с пониманием. ШизоидШизоид – далеко не лучший экземпляр в шкале психотипологических ценностей. Это прирождённый мизантроп с элементами мании величия. Его отличает глубокое презрение как к отдельным людям, так и человечеству в целом. Какими злобными эпитетами только не награждает он собратьев по трассе. Какими потоками желчи не исходит в их адрес. Для него обгон – это прекрасный способ унизить человека. Так же как и создать для него опасную помеху. Шизоид испытывает при этом истинное наслаждение. Его езда – это весьма «опасные гастроли». Он – провокатор многих ДТП. Ездить чаще всего предпочитает на крутых машинах. ИстероидИстероид – личность демонстрационная. Любит выделиться из «толпы», обратить на себя внимание. Но его претензии на исключительность в отличие от шизоида не пропитаны духом ненависти. Просто он как артист на сцене любит изумлять публику. Дарить ей эффекты сценического действа, мало думая о последствиях. Его машина как произведение искусства, сам он – словно с подиума дома моды. И обгон для него – сродни цирковому трюку. Но в нештатной ситуации: грим течёт, дрожь в коленях. СангвиникСангвиник лишён какого бы то ни было налёта экстравагантности. Он тихо доволен жизнью и миролюбив по отношению к окружающим. Готов прийти на помощь бедолаге со сломанной машиной. Дорожные приключения переносит с грустной улыбкой мученика. Нетипичное явление дорожной действительности. МеланхоликМеланхолик склонен к рефлексии, самокопанию, что в дорожных условиях, отнюдь, не лучшее занятие. Его, как и художника, очень легко обидеть. Словом, это Пьеро на трассе. Как использовать знание водительской психотипологииЗнание водительской психотипологии для участника дорожного движения также важно, как знание дорожной разметки. Ибо разрулить сложную ситуацию можно лишь чётко представляя – кто перед тобой. Хотя есть свод правил, который следует применять в случае любого форс-мажора. Попав в аварию, не повлекшую жертв, постарайтесь выключить эмоции и включить разум. В случае явной своей виновности лучше признать её сразу. Если виноват визави – попробуйте склонить его к выгодному консенсусу. При тщетности попыток – вызывайте инспекторов ГИБДД. В любом случае держитесь спокойно. Главное – трагедии не произошло, а неприятности – изнанка нашего быта. Сангвиник, например, в этой ситуации поблагодарит Бога за то, что жив и здоров. И это будет самая правильная реакция. Меланхолик, конечно же, впадёт в жуткое отчаяние. Неплохим психологическим приёмом является перевод разговора в другое русло. Например, попросить у визави телефон для звонка жене, так как ваш разрядился. Или же предложить сигарету. Если авария не обошлась без жертв, постарайтесь оставить всё как есть до приезда ГИБДД. В ином случае вам сложно будет отстоять справедливость. Но и в этом случае надо держать себя в руках. После аварии водителю не просто бывает садиться за руль. На слом психологического барьера может уйти три месяца. Самое лучшее – воздержаться на это время от поездок. Если вы поняли, что попали на «развод» дорожных аферистов – немедленно звоните в ГИБДД и аварийным. Классическим примером стала «подрезка» жертвы с последующим требованием возмещения ущерба. Возможно, открытие в себе признаков того или иного психотипа позволит вам скорректировать своё поведение на дороге. Ибо главным приоритетом в условиях трассы должны быть жизнь и здоровье людей. |