Как отказаться от дополнительных услуг при заключении договора ОСАГОПохоже, навязыванию дополнительных услуг при оформлении полисов страхования автогражданской ответственности скоро придет конец. По крайней мере, на это надеются в УФАС по Свердловской области и, конечно же, миллионы автомобилистов по всей России. Прецедентом к изменению ситуации на рынке ОСАГО может стать выплата крупного штрафа в размере 650 тысяч рублей Свердловским отделением «Росгосстраха», наложенного н страховщика со стороны судебных органов в связи с нарушением действующего антимонопольного законодательства. Подобная ситуация привела к тому, что многие страховые компании стали отказываться от порочной практики навязывания дополнительных услуг при оформлении страховых полисов «автогражданки». Управление федеральной антимонопольной службы Свердловской области неоднократно фиксировало жалобы на действия страховщиков начиная с конца 2013 года. Они касались действий страховых компаний, связанных с продажей полисов ОСАГО «с нагрузкой» в виде заключения договора личного страхования, причем подобный дополнительный договор обходился автомобилистам практически в четверть цены от стоимости полиса «автогражданки». Уже в апреле 2014 года УФАС по Свердловской области установила, что такого рода действиями «Росгосстрах» нарушает закон, а в июне постановлением суда страховщику было предписано выплатить штраф в размере 650 тысяч рублей. Представители «Росгосстраха» попытались оспорить данное постановление судебных органов, однако апелляционные органы вынесли постановление об отказе. Надо отметить тот факт, что серьезные действия в отношении страховщиков, связанные с навязыванием ими дополнительных услуг автомобилистам, были предприняты в ряде областей России, включая Московскую, Нижегородскую, Архангельскую, Мурманскую и Белгородскую, а также Башкирии, Республике Коми и других регионах. Видео – о привлечении страховщиков к административной ответственности:
При этом огромное число нарушений со стороны крупнейшего игрока страхового рынка – компании «Росгосстрах», в отношении нее была временно приостановлена лицензия на предоставление страховых услуг. Соответствующее предписание было вынесено Центробанком, выступающим в роли регулятора. По мнению ФАС, подобный подход дал ряд положительных результатов. Тем не менее, в ряде регионов страны многие компании продолжают практику навязывания страховых услуг клиентам. Исходя из этого, попытаемся рассмотреть, как действовать рядовому автолюбителю в случае, если в дополнение к полису ОСАГО страховщик пытается навязать дополнительные услуги в сфере страхования. Итак… Важным аспектом при разговоре со страховщиком является юридическая грамотность водителя. Он должен осознавать, что требования заключить дополнительный страховой договор при оформлении полиса страхования автогражданской ответственности являются незаконными, и, начиная с прошлого года, страховые компании несут юридическую ответственность за подобного рода действия. Тут главной сложностью является доказательство противоправных действий страховщика, навязывающего вам дополнительный пакет услуг и фиксация факта отказа на предоставление полиса ОСАГО. Ведь водитель просит полис в устной форме, и предложение о покупке дополнительного полиса либо отказ следуют также устно. Даже использование диктофонных записей в данном случае не может стать доказательством ввиду того, что подобные записи не являются достаточным аргументом в суде и могут служить лишь дополнительным доказательством в обвинении. Само собой, наиболее эффективным аргументом являются письменные доказательства соответствующих действий представителей страховой компании. Однако вначале имеет смысл показать собственную грамотность, разъяснив страховщику, что навязывание услуг и отказ в продаже полиса являются нарушением закона, могущим повлечь за собой штрафные санкции в отношении компании. Можно пригрозить, что в случае, если компания не подпишет договор ОСАГО, вы будете вынуждены обратиться с жалобой на действия страховщиков в прокуратуру и Центробанк, который сейчас также осуществляет контроль за деятельностью компаний, работающих в сфере страхования автогражданской ответственности. Данные полномочия регулирующих органов были определены совещанием в Генеральной прокуратуре РФ, которое прошло в прошлом году. На нем в присутствии представителей Центробанка, ФАС и Роспотребнадзора было определено, что водителям в случае выявления нарушений надлежит обращаться с жалобой в ЦБ РФ и прокуратуру. Исходя из этого, уже на этапе беседы есть шанс договориться со страховщиком «полюбовно», ведь представителям компании также ни к чему лишние затруднения в работе. Тем не менее, нередки случаи, когда страховщик «упирается», ссылаясь на отсутствие бланков полисов. В этой ситуации общение с сотрудниками страховой компании имеет смысл вести в бумажной форме, написав заявление с просьбой заключить договор страхования автогражданской ответственности. При этом один экземпляр следует оставить сотрудникам страховщика, а второй у себя, но с отметкой о получении заявления страховой компанией. Если страховщик отказывается принять такое заявление, его следует направить по почте с уведомлением о вручении. На подобное заявление, согласно закону, страховщик должен письменно отказать заключить договор ОСАГО с указанием причины такого отказа. Такой причины, согласно закону, попросту не существует. В законодательстве прямо прописывается данная ситуация. Так, согласно статьи 15.34.1 КоАП РФ, отказ страховщика от заключения публичных договоров обязательного страхования, предусмотренных законом, а также навязывание дополнительных услуг, которые не обусловлены требованием законодательства, влечет наложение штрафа в адрес должностных лиц, который составляет пятьдесят тысяч рублей. Таким образом, располагая соответствующими юридическими знаниями, вы можете обезопасить себя от навязывания «пакетных» услуг при покупке полиса страхования автогражданской ответственности. Видео – как отказаться от допов к страховке ОСАГО:
|