Платные автодороги в РоссииОглавление
Дороги современной России – важнейшая составляющая ее хозяйственной инфраструктуры. Существует несколько критериев подразделения этих транспортных путей, один из которых – бесплатное или оплачиваемое пользование. История появления платных дорогПервая платная дорога появилась в России в конце 20 в. В этом отношении страна намного отстает от других развитых государств: проезд транспортных средств до 1998 г. был бесплатным повсеместно. Дороги с возмездным пользованием создают там, где транспортный поток превышает пропускные возможности пути или состояние существующей дороги значительно увеличивает время в пути. Сбор средств за проезд предусматривает высокое качество покрытия и оснащения трассы, что обеспечивает комфортное прохождение автомобилем данного участка пути. Оплачиваемая дорога всегда дублирующая. При отсутствии возможности выбора другого маршрута плата взиматься не может. Платные дороги РоссииПроцент оплачиваемых автомобильных транспортных путей в стране невысок. Но все они находятся в европейской ее части, там, где грузо- и пассажиропоток особенно интенсивен и постоянно увеличивается. Москва – Санкт-ПетербургЭто самое востребованное автомобильное направление России. До введения участков дублирующей дороги М11 плотность движения превышала все допустимые нормы. Трасса находится в стадии строительства, но по сданным отрезкам пути (в обход г. Химки на 15 – 58 км и в обход Вышнего Волочка на 258 – 334 км) уже идет интенсивный автомобильный поток. Завершение строительства этой транспортной магистрали длиной 669 км планируется на 2018 г. Она пройдет параллельно существующей трассе, при пересечении путей предусмотрены удобные развязки на разных уровнях в количестве 36 штук. Автомагистраль будет самой комфортабельной в России, а возможно, и в Европе. Непрерывность и комфортность движения обеспечивается:
Экологическуя стабильность обеспечивают:
Безопасность водителей, пассажиров и транспортных средств гарантируют:
Стоимость проезда по платной дороге этого направления начинается различна. На участках, принадлежащих Автодору, на межгородских отрезках пути – от 1 руб. за 1 км. В Москве и Санкт-Петербурге – соответственно 5 руб. 50 коп. и 2 руб. 30 коп. На концессионных участках (с привлечением частного капитала) стоимость несколько выше, но цены контролируются государством. Западный скоростной диаметрЗападный скоростной диаметр (ЗСД) — платная трасса в черте Санкт-Петербурга, связывающая Большой морской порт города с кольцевой автодорогой и выходом в регионы России и страны Балтии. Протяженность ЗСД – около 47 км, более 55% из них занимают искусственные сооружения (эстакады, развязки, тоннели, путепроводы). Запланированный срок окончания строительства – август 2016 г, когда будет введен Центральный участок дороги. Уже успешно функционируют Северный и Южный отрезки. Базовые тарифы на проезд по ЗСД – от 10 до 150 руб. Стоимость регулируется гибкими тарифами и зависит от времени суток, участка, типа транспортного средства, использования электронных устройств оплаты. Одним из таких устройств является транспондер. Его использование позволяет экономить 20% на оплате проезда. Купить транспондер ЗСД можно в офисе продаж (Краснопутиловская ул. Д.21, тел. (812) 380-00-30, есть бесплатная курьерская доставка во многие районы города). Европейское направлениеТрасса М1от Москвы до западных границ страны также является бесплатной. В районе г. Одинцово существует альтернативная дорога, на которой расположены последовательно 3 платных участка. После каждого из них возможен выезд на бесплатное Можайское шоссе. «Беларусь» является одной из лучших магистралей России. Южный автопотокОчень оживленное направление движения как легковых, так и большегрузных автомобилей протяженностью более 1500 км. Основная транспортная магистраль – трасса М4, на которой существуют 4 оплачиваемые участки в 4 областях по пути следования:
Способы оплаты проезда по платным автодорогамПри введении коммерческих дорог возникла проблема задержки в пути для оплаты проезда. Со временем она была решена путем введения различных электронных устройств оплаты. ТранспондерСамым прогрессивным и экономичным, не требующим остановки в пути способом, является применение транспондера. Транспондер – это электронное устройство, которое крепится на автомобиль, способное передавать и принимать сигнал для автоматического списания средств за проезд по платным дорогам. Дает обладателям некоторые преимущества:
Смарт-картыЕще один способ – применение смарт-карты: при пересечении границы участка ее прикладывают к считывающему устройству и сумма снимается автоматически. Задержка в пути небольшая, но скидки не предусмотрены. Банковские карты и наличныеПроезд можно оплатить также наличными или банковской картой – в пункте приема денег выдается чек. Это самый затратный по времени способ оплаты. Подходит для разовых проездов. Стоимость каждого отдельного участка дороги зависит не только от способа оплаты и типа транспортного средства, но и от времени суток (ночью дешевле на 30 – 60%), продолжительности отрезка и его географического положения. Опыт зарубежьяВ Европе и Америке коммерческие трассы появились вскоре после возникновения автомобильного производства. Во всех развитых странах издавна дороги строят с привлечением частного капитала, поэтому платные дороги там – обыденность, не вызывающая повышенного интереса или особого отношения. Создаются они для снятия перегруженности на отдельных участках и немногим отличаются от трасс с бесплатным проездом – к дорогам предъявляются одинаковые требования безопасности. Получаемые средства направляются на улучшение инфраструктуры существующих путей, их ремонт и реконструкцию до нужного уровня. ПерспективыМожно предположить, что в России количество платных дорог и отдельных участков будет увеличиваться. Количество участников дорожного движения неуклонно растет, и если в азиатский части страны этот показатель пока не является критичным по плотности движения на дорогах, то в европейской части страны проблему скорости доставки пассажиров и грузов автотранспортом могут решить только платные участки. С введение в строй трассы М11 увеличится количество автомобилей и на других трассах страны, что неизбежно приведет к возникновению коммерческих участков, особенно на западном направлении. Государственные магистрали – стратегические автомобильные пути. Они которые предоставляют возможность всем участникам дорожного движения совершать путешествия на любые расстояния. Возможность пользоваться платными дорогами – альтернатива, которая становится реалией современной жизни в России. |