Установка ГЛОНАСС на транспорт и спецтехникуСовременные спутниковые комплексы ГЛОНАСС относятся к категории глобальных навигационных систем управления транспортом и предназначены для решения текущих производственных задач, связанных с работой автотранспортных организаций и специальных служб быстрого реагирования. Установка ГЛОНАСС на мобильные объекты позволяет непрерывно отслеживать местоположение последних. При этом текущие транспортные расходы (благодаря оптимизации маршрутов передвижения этих объектов) заметно снижаются. Согласно существующим законодательным актам установка ГЛОНАСС должна производиться сегодня на все автотранспортные средства, входящие в собственный парк следующих служб и организаций:
Кроме того, установка ГЛОНАСС может производиться и на суда речного и морского флота, а также на другие объекты мобильного или стационарного базирования. Принцип работы спутниковой системы ГЛОНАСС Глобальная навигационная система мониторинга представляет собой специализированный аппаратно-программный комплекс, функционирующий по принципу взаимодействия «клиент-сервер» и использующий в своей работе самые современные web-технологии. Наземная часть этого комплекса в самом общем случае состоит из следующих элементов:
Установка ГЛОНАСС на транспортные средства предполагает оснащение последних специальным мобильным терминалом, а сотрудников компании – специальными датчиками (трекерами или трекфонами). Размещённые на контролируемых объектах навигационные терминалы и персональные датчики позволяют круглосуточно отслеживать как их местоположение, так и основные рабочие характеристики транспортного средства. Все данные о навигационных и текущих технических параметрах, получаемые при мониторинге объектов, поступают на центральный сервер ГЛОНАСС и после соответствующей обработки сохраняются в памяти устройства. Носимые персональные трекеры (трекфоны) используются для определения местоположения частных лиц и оснащаются специальной «тревожной» кнопкой. Посредством мобильного терминала любой сотрудник компании может подключаться к навигационному серверу, пользуясь при этом обычным web-браузером, что существенно упрощает взаимодействие с системой. Функциональные возможности системы мониторинга ГЛОНАСС После того, как установка ГЛОНАСС на тот или иной мобильный объект произведена – он автоматически включается в зону действия навигационной системы, функциональные возможности которой можно условно разбить на следующие группы:
Системный мониторинг транспортных средств позволяет реализовать следующие функциональные возможности системы, регистрируемые сразу после установки ГЛОНАСС:
Установка ГЛОНАСС на транспортное средство позволяет реализовать следующие функции управления объектом:
Функции сохранения информации и интеграции в другие системы предполагают, прежде всего, наличие единой базы данных, а также возможность обмена этими данными с другими пользовательскими интерфейсами. Установка ГЛОНАСС и законодательство Порядок оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС регламентируется сегодня существующими законодательными актами (в частности – приказом Министра транспорта от 26 января 2012 года). Согласно этому приказу весь пассажирский транспорт (за исключением легковых автомобилей) с 1 января 2013 года обязательно должен оснащаться бортовыми аппаратно-программными средствами, позволяющими определять его местоположение и передавать текущую информацию в органы Ространснадзора. Этот приказ касается также и специального грузового транспорта, используемого для перевозки опасных грузов. Что касается легковых такси – срок обязательной установки ГЛОНАСС определяется для них датой 1 января 2014 года. Ещё в январе 2012 года отдельными законодательными документами были установлены штрафы за отсутствие на коммерческих и специальных транспортных средствах навигационной системы ГЛОНАСС. Эти штрафы планировалось определить в следующих размерах: - для отдельных водителей – 2,5 тыс. руб.; - для предприятий и индивидуальных предпринимателей – 30 тыс. руб. Установка ГЛОНАСС — ЭРА (экстренное реагирование в случае аварии) для частного парка автомобилей выпуска до 2013 года регламентируется в настоящее время как добровольная (т.е. не обязательная). Монтаж системы ГЛОНАСС на транспортное средство Установка ГЛОНАСС на автомобиль осуществляется, как правило, специалистами дилерского центра, в котором была оформлена данная покупка. И действительно, будет лучше, если это сделают профессионалы, тем более что цены на эту услугу вполне приемлемы для большинства потребителей. Однако при наличии определённого опыта работы и воспользовавшись прилагаемой инструкцией по сборке, можно попытаться сделать это самостоятельно. Первоначальная настройка спутникового навигатора осуществляется с помощью персонального компьютера, для чего может потребоваться специальный кабель-программатор. И только после такой настройки может быть произведена установка ГЛОНАСС непосредственно на автомобиль. Отдельные модели терминалов могут крепиться на специальном кронштейне приборной панели, непосредственно под лобовым стеклом, а некоторые устанавливаются прямо на приборной панели. Благодаря небольшим габаритам прибора и правильно выбранному месту размещения они совершенно не мешают обзору через лобовое стекло. Питание терминалов осуществляется от бортового источника питания напряжением 12 или 24 Вольт. В ходе установки ГЛОНАСС на автотранспортное средство к нему по необходимости подключаются и все необходимые дополнительные датчики, используемые для контроля текущего состояния автомобиля. Вся информация о рабочем состоянии объекта может отображаться на экране монитора (при его наличии в комплекте данной модели) или передаваться на сервер диспетчерского центра. Проверка работоспособности всей системы в целом осуществляется с пульта диспетчерского центра путём обработки сигналов, поступающих с терминала. Перспективы развития ГЛОНАСС При поиске новых направлений и методов совершенствования систем, связанных с установкой ГЛОНАСС на контролируемые объекты, учитываются постоянно растущие требования, предъявляемые пользователями к точности навигационного отслеживания и эффективности всей системы в целом. Поиск новых путей решения этой проблемы включает в себя и попытки объединения двух действующих в настоящее время спутниковых радионавигационных систем (ГЛОНАСС и GPS). Таким образом, в настоящее время отслеживаются четыре генеральных направления по модернизации системы ГЛОНАСС:
К настоящему времени планируется создание Единой глобальной службы координатно-временного обеспечения (ЕС КВО), в основе которой будет лежать установка ГЛОНАСС на любые мобильные объекты. Предполагается, кроме того, что в эту систему помимо спутникового навигационного оборудования войдут:
|