Возмещение ущерба по ОСАГООглавление
Выплатами компенсаций по ОСАГО недовольны как собственники автомобилей, так и страховые компании. Рост числа судебных разбирательств между страховщиками и автовладельцами побудил Банк России инициировать внесение кардинальных изменений в законодательство об автостраховании. Основные цели его принятия – снижение количества судебных споров и приближение размера страховых выплат к реальным расходам на восстановление автомобилей. Изменения в законе об ОСАГО 2017В соответствии с законопроектом страховые компании станут перечислять деньги владельцам пострадавших транспортных средств только в строго определённых случаях. Вместо этого основным способом компенсации станет натуральное возмещение, т.е. восстановительный ремонт. Собственник будет отдавать повреждённую машину в сервис, где будут проводить необходимые манипуляции. Вопросы оплаты заменённых узлов и произведённых работ будут решаться исключительно между СТО и страховой компанией. Такое предложение должно решить сразу несколько задач: · очистить данную сферу от недобросовестных автоюристов и страховых мошенников; · исключить возможность неосновательного обогащения собственника машины, когда он фактически получает большую сумму, чем стоит ремонт автомобиля; · исключить споры о размерах компенсаций. На какой стадии находится рассмотрениеПроект был одобрен в Госдуме в первом чтении ещё в декабре 2016 года. После этого он был направлен в комитет по фондовому рынку, где сейчас анализируются положения, и готовится пакет поправок. Глава комитета А. Аксаков отмечает, что изначальный проект направлен на соблюдение интересов страховых компаний. Поэтому перед депутатами стоит задача сбалансировать нормативный акт соответствующими поправками, защитив права автомобилистов. Представители Банка России постоянно пытаются ускорить рассмотрение проекта в Госдуме. Ещё в январе 2017 года зампред ЦБ В. Чистюхин рекомендовал принять закон как можно скорее, чтобы его можно было применять уже с 1 марта. Сейчас планируется ввести в действие реформу не ранее апреля текущего года. Второе чтение в Госдуме назначено на 15 марта. Однако существует целый ряд проблемных вопросов, которые грозят парализовать рынок ОСАГО. Особенности и нюансы натурального возмещения по ОСАГОРемонт будет проводиться только в строго определённых сервисах. На работы отводится 30 дней. Превышение данного лимита влечёт за собой выплату неустойки в размере 0,1% от стоимости ущерба. Одобренная СТО должна находиться не дальше 50 км от места проживания собственника машины. Если автомобиль находится на гарантийном обслуживании, то такое обстоятельство должно быть учтено при выборе автосервиса. Такой порядок должен минимизировать случаи судебных разбирательств автовладельцев со страховщиками. Возможные негативные последствия для автовладельцевСобственники автомобилей с опаской относятся к новому закону о возмещении ущерба по ОСАГО. Есть ряд факторов, которые могут негативно повлиять на положение страхователей. 1. Не все владельцы хотят восстанавливать машинуНа данном этапе указывается только один случай, при котором безусловно будут выплачивать денежную компенсацию: когда автомобиль восстановлению не подлежит. Споры вызывает то обстоятельство, что для многих собственников повреждённой машины приоритетным является получение денежной компенсации, а не восстановительный ремонт транспортного средства. Например, если ему или членам его семьи требуется дорогостоящее лечение после аварии. Или же травмы, полученные водителем, не позволяют ему в будущем управлять автомобилем. Подобные ситуации должны попасть в перечень «тяжёлых положений», при которых гражданин сможет претендовать на получение компенсации в денежном выражении. Такой список должен быть отдельно разработан Центробанком РФ, однако на данный момент никакого решения не принято. 2. Автомобиль будет недоступен длительное времяГендиректор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников акцентирует внимание законодателей на том, что проект закона даёт страховой компании 20 дней на оценку ущерба и 30 рабочих дней на ремонт. К этому периоду будет приплюсовываться время на доставку машины в сервис. В течение всего указанного срока собственник не будет иметь возможности пользоваться своей машиной. Остаётся открытым вопрос о том, как будет учитываться время, которое потребовалось на доставку необходимых для ремонта деталей. 3. Страховщики будут сами выбирать сервисыВажнейшим аспектом натурального возмещения по ОСАГО является место проведения ремонта. Существующий проект предполагает наделение страховых компаний полномочиями по выбору нескольких ремонтных организаций в каждом регионе, которые будут заниматься восстановлением автомобилей в рамках компенсаций по ОСАГО. Отсутствие конкуренции ведёт к снижению качества работ и увеличению их стоимости. Автовладельцы не смогут «наказывать» рублём недобросовестных автомехаников, выбирая в будущем только ответственных исполнителей. В качестве варианта решения этой проблемы предлагается разработка ЦБ перечня требований к автосервисам, при соблюдении которых они смогут принимать машины для восстановительного ремонта по ОСАГО. Однако пока такой нормативный акт лишь обсуждается. В некоторых регионах может вовсе не оказаться авторизованных сервисов. Для подобных ситуаций предполагается оставить денежные выплаты. 4. Ограниченная гарантияПока в законопроекте предусматривается гарантия на все виды работ в течение 6 месяцев. Как отмечает П. Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведёрок», этого срока недостаточно для отдельных видов работ. Например, на кузовной ремонт гарантия должна действовать как минимум в течение 12 месяцев. 5. Количество судебных процессов может остаться высокимЕсли собственник автомобиля будет недоволен качеством произведённых работ, либо автомобиль возвратят с просрочкой, то ему опять придётся отстаивать свои права в суде. Он будет вынужден прибегнуть к услугам автоюристов, чего так не любят страховые организации. Страховые компании также недовольныПрезидент Всероссийского союза страховщиков И. Юргенс отмечает, что новый порядок предусматривает существенное увеличение фактических выплат владельцам машин. Если раньше замена деталей оплачивалась с учётом реального износа, то теперь компаниям предстоит полностью оплачивать весь спектр работ. Ещё одной проблемой является рациональный выбор автосервиса. Глава ВСС указывает на имеющиеся прецеденты, когда автоюристы выбирают для ремонта перегруженные сервисы. В результате работы производятся с превышением допустимых сроков, что является основанием для обращения в суд за выплатой неустойки. Если издержки вырастут, то увеличатся и тарифы на выдачу полисов автовладельцам. Последние предложенияС апреля новый вариант ОСАГО заработает только в нескольких регионах, где проблемы с размером выплат стоят наиболее остро. Среди них называются Ростов, Ставрополь, Краснодар и другие. На основании полученного опыта в законопроект будут внесены коррективы, и уже с 2018 года он будет запущен на всей территории РФ. Изменения предполагают масштабную реформу системы получения автовладельцами страховых компенсаций. Оценить её эффективность можно будет только после вступления закона в силу. |